Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ: СЛУЧАЙ РОК-МУЗЫКИ

Название на языке публикации: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ: СЛУЧАЙ РОК-МУЗЫКИ
Автор: ЕЛЕНА КОСИЛОВА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №2 (2022), 607-624
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-2-607-624 PDF (Загрузок: 1996)

Аннотация
В статье рассматривается проблема понимания смысла музыки на примере музыки рок. Цель статьи — найти критерий такого понимания. Для этого рассматривается вопрос, что такое вообще музыкальный смысл. Поскольку рок-композиции обычно имеют небольшую длину и в ее рамках одну эксплицитную мелодию, можно сказать, что именно схватывание этой мелодии и является музыкальным пониманием. Возникает вопрос, что означает схватить мелодию, означает ли это возможность ее напеть? Нет, необязательно, но это означает уловить ее рисунок. Идея, что музыка является языком, отвергается — она не несет внешних для себя смыслов. В статье рассматривается несколько примеров «перевода» одной мелодии в другой стиль или лад, причем гилетические данные меняются, а рисунок остается. Это связывается с сохранением музыкального смысла и музыкальной мысли. Самым главным критерием музыкального понимания является сила экзистенциального переживания мелодии. Для понимания музыки, для схватывания ее смысла слушатель должен быть разомкнут, то есть быть в готовности воспринять музыку как эстетический объект. В момент слушания музыка является насыщенным феноменом, поскольку не допускает горизонта, в котором звучала бы другая, альтернативная музыка. Затрагивается проблема телесности при восприятии музыки, что особенно важно в музыке рок, в которой обычно имеется четкий ритм. Рисунок мелодии также имеет пространственный характер, что отсылает к телесности. Здесь можно говорить о некоем «резонансе» внешней музыки с внутренним музыкальным миром слушателя.

Ключевые слова
феноменология музыки, рок-музыка, насыщенный феномен, понимание музыки, музыка и культура.

References

  • Arkadiev, M. (1993). Temporal Structures of Modern European Music. Moscow: Biblos Publ. (In Russian)
  • Barismancotv. (2018, November 22). Benden Öte Benden Ziyade [YouTube Video]. Retrieved from https://youtube/Bf8VGfy8GZ8
  • Benson, B. (2003). The Improvisation of Musical Dialogue. A Phenomenology of Music. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Bonfeld, M. (2006). Music: Language. Speech. Thinking. An Essay of Systematic Investigation of Musical Art. Rus. Ed. Saint-Petersburg: Kompositor Publ. (In Russian)
  • Clifton, T. (1983). Music as Heard. New Haven: Yale University Press.
  • Dufrenne, M. (2014). Introduction to “Phenomenology of Aesthetic Experience”. Horizon. Studies in Phenomenology, 3 (2), 161–176. (In Russian)
  • EmreMüzikOfficial. (2019, February 1). Barış Manço — Urfa'nın Etrafı Dumanlı Dağlar [YouTube Video]. Retrieved from https://www.youtube.com/watch?v=Wz22FrEx9aY
  • Evil Masquerade. (2016, November 30). EVIL MASQUERADE — Märk Hur Vår Skugga [YouTube Video]. Retrieved from https://youtube/hhsPZlxPNPA
  • Fiske, H. (2008). Understanding Musical Understanding: The Philosophy, Psychology, and Sociology of the Musical Experience. Lewiston, Queenston, and Lampeter: The Edwin Mellen Press.
  • Gracyk, T. (1996). Rhythm and Noise: An Aesthetics of Rock. Duke University Press. Durham and London.
  • Heidegger, M. (2008). The Origin of the Work of Art. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Huovinen, E. (2011). Understanding Music. In Th. Gracyk & A. Kania (Eds.), The Routledge Companion to Philosophy and Music (123–133). New York: Routledge Publ.
  • Husserl, E. (1994). Phenomenology of Inner Time Consciousness. Rus. Ed. Moscow: Logos, Gnosis Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2009). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy: First Book: General Introduction to a Pure Phenomenology. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2011). Logical Investigations. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Ihde, D. (2007). Listening and Voice. Phenomenologies of Sound. State University of New York Press.
  • Ingarden, R. (1962). The Work of Music and the Problem of Its Identity. In R. Ingarden, Researches in Aesthetics (403–570). Moscow: Izdatel’stvo Inostrannoi Literatury Publ. (In Russian)
  • Jackendoff, R. (2011). Music and Language. In T. Gracyk & A. Kania (Eds.), The Routledge Companion to Philosophy and Music (101–112). New York: Routledge Publ.
  • Losev, A. F. (2012). Music as the Subject of Logic. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Marion, J.-L. (2014). Saturated Phenomenon. In (Post)Phenomenology: New Phenomenology in France and Abroad (63–99). Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Martijnny. (2009). Mediaeval Baebes — Märk Hur Vår Skugga [YouTube Video]. https://youtube/mn8K4IoWgL8
  • Medova, A. (2021). Phenomenology of Musical Experience. Krasnoyarsk: SiBGU im. M. F. Reshetneva Publ.; Krasnoyar. gos. ped. un-t im. V. P. Astaf’eva Publ. (In Russian)
  • Short Dictionary of Aesthetics. (2022). Short Dictionary of Aesthetics. Retrieved from https://esthetiks.ru/pravda-hudozhestvennaya.html. (In Russian)
  • Tatlises, I. (2010, October 10). Urfa'nın Etrafı [YouTube Video]. Retrieved from https://youtube/LYF8OlR-luo