Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации


ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ. ВЗГЛЯД ИЗ РАННЕЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ХАЙДЕГГЕРА

Название на языке публикации: THE PHENOMENON OF MUSICAL IDENTIFICATION. A VIEW FROM HEIDEGGER’S EARLY PHENOMENOLOGY
Автор: ХРИСТИАН ВАССИЛЬЕВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №2 (2022), 584-606
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-2-584-606 PDF (Загрузок: 1209)

Аннотация
Отправной точкой данной статьи являются взгляды различных выдающихся музыкальных исполнителей двадцатого века, свидетельствующие о переживании музыкальной идентификации, то есть о переживании единения с музыкой. Цель статьи — исследовать феноменологические последствия этого переживания на основе ранних феноменологических разработок Мартина Хайдеггера. В статье сравнивается взгляд раннего Хайдеггера на феноменальную данность с взглядом Эдмунда Гуссерля. Если Гуссерль рассматривает феноменальную данность как конституируемую (трансцендентальным) сознанием, то Хайдеггер обретает первичную данность в резонансе (Mitschwingen) между «я» и его жизненным миром. Тезис автора заключается в том, что в ранней феноменологии Хайдеггера не субъект, а скорее отношение между «я» и миром «конституирует» данность. Эта перспектива позволяет изучать музыкальную идентификацию как переживание. Музыкальная идентификация упраздняет различие между субъектом и объектом. В музыкальной идентификации только отношение между «я» и музыкой конституирует и то, и другое. Таким образом, музыка не может быть феноменологически понята адекватно, если она рассматривается просто как объект, что является предпосылкой в рамках более традиционных феноменологических подходов к музыке, таких как подходы Романа Ингардена и Микеля Дюфрена. Ингарден и Дюфрен рассматривают музыку как дистанцированную от субъекта, как нечто, подлежащее исследованию в его объективных характеристиках, не предполагая конституирующего отношения между «я» и музыкой. Напротив, Ганс-Генрих Эгебрехт, Гюнтер Андерс и Илья Йончев признают, что субъект-объектное разделение недостаточно для изучения музыкального переживания. Однако если Эгебрехт в конечном итоге остался в рамках дихотомии субъект-объект, то Андерс и Йончев развили идею музыкального Mitsein или бытия-с-музыкой, которая полностью порывает с предпосылкой субъект-объектного отношения и позволяет интерпретировать музыкальное переживание как способ бытия, в котором смысл «я» и музыкальный смысл совпадают.

Ключевые слова
данность, переживание, конституирование, отношение, Mitsein, субъективность, настроение, Mitvollzug.

References

  • Anders, G. (2017). Philosophische Untersuchungen über musikalische Situationen. In Musikphilosophische Schriften: Texte und Dokumente (15–140). München: C.H. Beck.
  • Brough, J. B. (2010). Notes on the Absolute Time-Constituting Flow of Consciousness. In D. Lohmar & I. Yamaguchi (Eds.), Phaenomenologica: Vol. 197. On Time: New Contributions to the Husserlian Pphenomenology of Time. Vol. 197 (21–49). Dordrecht, London: Springer. https://doi.org/10.1007/978-90-481-8766-9_2
  • Celibidache, S. (2008). Über musikalische Phänomenologie: Ein Vortrag und weitere Materialien. Augsburg: Wissner.
  • Dufrenne, M. (1973). The Phenomenology of Aesthetic Experience. Northwestern University Studies in Phenomenology & Existential Philosophy. Evanston: Northwestern University Press.
  • Eggebrecht, H. H. (1977). Theorie der asthetischen Identifikation. Zur Wirkungsgeschichte der Musik Beethovens. Archiv Für Musikwissenschaft, 34 (2), 103. https://doi.org/10.2307/930777
  • Eggebrecht, H. H. (1999). Musik verstehen (2. Aufl.). Wilhelmshaven: F. Noetzel.
  • Fischer, E. (1959). Musikalische Betrachtungen. Leipzig: Insel.
  • Furtwängler, W., & Abendroth, W. (1955). Gespräche über Musik (6. Aufl.). Zürich: Atlantis Verlag.
  • Gulda, F. (1971). Worte zur Musik. München: R. Piper.
  • Heidegger, M. (1967). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Heidegger, M. (1999). Zur Bestimmung der Philosophie (GA 56-57). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2008). Towards the Definition of Philosophy (T. Sadler, Trans.). London: Continuum.
  • Heidegger, M. (2010). Being and Time. Albany, N.Y.: State University of New York Press.
  • Heidegger, M. (2012). Der Ursprung des Kunstwerkes. Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Høffding, S. (2018). A Phenomenology of Musical Absorption. Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan.
  • Hofmann, J. (1920). Piano Playing. A Little Book of Simple Suggestions. Philadelphia: Theodore Presseer Co.
  • Husserl, E. (1969). Zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstseins (1893-1917) (Hua X). Den Haag: Kluwer.
  • Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen philosophie: 1. Buch (Hua III/1). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1982). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. First Book: General Introduction to a Pure Phenomenology. The Hague, London: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1991). On the Phenomenology of the Consciousness of Internal Time (1893-1917). Dordrecht: Springer Science+Business Media.
  • Husserl, E. (1999). The Idea of Phenomenology. Dordrecht, London: Kluwer Academic.
  • Husserl, E. (2001). Die Bernauer Manuskripte über das Zeitbewusstsein (1917/18) (Hua XXXIII). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2006). Späte Texte über Zeitkonstitution (1929-1934): Die C-Manuskripte. Dordrecht: Springer.
  • Ingarden, R. (1986). The Work of Music and the Problem of Its Identity. London: Palgrave Macmillan UK. https://doi.org/10.1007/978-1-349-09254-3
  • Kant, I. (1987). Critique of Judgment (W. S. Pluhar, Trans.). Indianapolis, Cambridge: Hackett.
  • Kern, I. (1962). Die drei Wege zur transzendental-phänomenologischen Reduktion in der Philosophie Edmund Husserls. Tijdschrift Voor Filosofie, 24 (2), 303–349.
  • Marion, J.-L. (2002). Being Given: Toward a Phenomenology of Givenness. Stanford, Calif.: Stanford University Press.
  • Marion, J.-L. (2005). Étant donné: Essai d'une phénoménologie de la donation (3. éd. corr.,). Paris: P.U.F.
  • Merleau-Ponty, M. (1962). Phenomenology of Perception. New York: Humanities Press.
  • Plato. (1996). The Dialogues of Plato, Volume 3: Ion, Hippias Minor, Laches, Protagoras (R. Allen, Trans.). New Haven u.a.: Yale Univ. Press.
  • Walter, B. (1957). Von der Musik und vom Musizieren. Zürich: Buchclub Ex Libris.
  • Wertheimer, M. (1922). Untersuchungen zur Lehre von der Gestalt. Psychologische Forschung, 1 (1), 47–58.
  • Wertheimer, M. (1984). Gestalt Theory. Social Research, 51 (1), 305–327.
  • Westerlund, F. (2014). Heidegger and the Problem of Phenomenality. Helsinki: University of Helsinki.
  • Yonchev, I. (2007). Musical Sense. Sofia: Riva. (In Bulgarian)
  • Zahavi, D. (2003). Inner Time-Consciousness and Pre-Reflective Self-Awareness. In D. Welton (Ed.), The New Husserl: A Critical Reader (157–180). Indiana University Press.
  • Zahavi, D. (2011). Unity of Consciousness and the Problem of Self. In S. Gallagher (Ed.), The Oxford Handbook of the Self (316–335). Oxford: Oxford University Press.