Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 734


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ВАСИЛИЯ СЕЗЕМАНА: МЕЖДУ ФЕНОМЕНОЛОГИЕЙ И НЕОКАНТИАНСТВОМ

Название на языке публикации: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ВАСИЛИЯ СЕЗЕМАНА: МЕЖДУ ФЕНОМЕНОЛОГИЕЙ И НЕОКАНТИАНСТВОМ
Автор: АННА ШИЯН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 170-189
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-170-189 PDF (Загрузок: 1385)

Аннотация
В статье рассматривается теория познания отечественного философа Василия Сеземана (1884–1963) в ее соотношении с основными направлениями философии начала ХХ века: феноменологией, неокантианством и интуитивизмом. Теория познания Сеземана интересна сегодня тем, что, следуя традиции неокантианства, она во многом разделяет принципы и методы феноменологии, при этом ставит гносеологические проблемы, не сформулированные в явном виде Эдмундом Гуссерлем, и предлагает решения, являющиеся актуальными сегодня. В статье выделяется общее тематическое поле, объединяющее феноменологию, неокантианство и интуитивизм. Это поле задается исходной субъект-объектной познавательной установкой, стремлением к выявлению условий возможности познания, постулированием наличия неязыкового уровня познания. Двигаясь в этой общей теоретико-познавательной проблематике начала ХХ в., Сеземан предлагает собственное решение следующих проблем: определение предмета познания, развитие метода интуиции в общем виде и в отношении усмотрения сущностей, различение предметной и непредметной установок и использование этого различения для описания разных типов познания, тематизация иррационального в познании, понимание суждения и его роли в окончательном формировании знания. Проведенное исследование позволяет представить познавательную ситуацию с точки зрения Сеземана следующим образом. Он считает, что познанию действительности предшествует восприятие ее предметов. Сеземан расходится с неокантианцами, с точки зрения которых, предметы познания формируются лишь в суждении, и солидаризируется с Гуссерлем, согласно учению которого мы сразу воспринимаем окружающий мир предметно. Однако, в отличие от Гуссерля, Сеземан не признает познающего характера восприятия и утверждает, что познание начинается с рефлексивной фиксации предмета познания. Познание индивидуального предмета находит свое воплощение в суждении, в котором фиксируется отношение предмета с его окружением или предмет определяется как уникальное соединение всеобщих свойств. Автор показывает, что решение гносеологических вопросов неизбежно выводит Сеземана на онтологическую проблематику: проблему соотношения бытия разного типа, соотношения общего и индивидуального, объективного и субъективного.

Ключевые слова
трансцендентализм, феноменология, неокантианство, теория познания, предмет познания, данность сознания, суждение, сущность, Сеземан.

References

  • Anilionytė, L., & Lozuraitis, A. (2000) The Life of Vosylius Sezemanas and His Critical Realism. In J. Baranova (Ed.), Lithuanian Philosophy: Personas and Ideas (187–200). Washington: Council for Research in Values & Philosophy.
  • Belov, V. (2012). Sezeman—a Taxonomist of Russian Neo-Kantianism. Voprosy filosofii, 4, 121–126. (In Russian)
  • Belov, V. (2017). Modern Studies of the Work of Vasily Sezeman Abroad. Horizon. Studies in Phenomenology, 6 (2), 411–424. (In Russian)
  • Botz-Bornstein, T. (2006). Vasily Sesemann Experience, Formalism and the Question of Being. Amsterdam, New York: Rodopi.
  • Chardybon, B. (2015). Philosophy of Vasily Sesemann and Marburg Neo-Kantianism. Kantovskiy sbornik, 3 (53), 66–85. (In Russian)
  • Dmitriyeva, N. (2007). Russian Neo-Kantianism: “Marburg” in Russia. Moscow: ROSSPEN Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2009). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. First Book. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskiy proyekt Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2018). The Idea of Phenomenology. Rus. Ed. St Petersburg: Gumanitarnaya akademiya Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (1985). Einleitung in die Logik und Erkenntnistheorie. Vorlesungen 1906/1907. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1992). Erfahrung und Urteil. Hamburg: Meiner.
  • Husserl, E. (1995). Logik und allgemeine Wissenschaftstheorie. Vorlesungen 1917/1918. Den Haag: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2001). Allgemeine Erkenntnistheorie. Vorlesung 1902/1903. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Ingarden, R. (1999). Introduction to the Husserl Phenomenology. Rus. Ed. Moscow: Dom intellektual’noy knigi Publ. (In Russian)
  • Jonkus, D. (2015). Phenomenological Approaches to Self-Consciousness and the Unconscious (Moritz Geiger and Vasily Seseman). Studia Phenomenologica, XV, 225–237.
  • Jonkus, D. (2017). The Philosophy of Vasily Seseman: Neo-Kantianism, Intuitionism and Phenomenology. Horizon. Studies in Phenomenology, 6 (1), 79-96. (In Russian)
  • Jonkus. D. (2015). Vosyliaus Sezemano filosofija: savees pazxinimo ir estetinexs patirties fenomenologija. Vilnius: Versus Aureus.
  • Rickert, G. (1913). Two Ways of the Theory of Cognition. Novye Idei v Filosofii, 7, 1–79. (In Russian)
  • Rickert, G. (1925). The Problem of Idealism in Philosophy. Rus. Ed. Logos, 1, 109–173. (In Russian)
  • Seseman, V. (1911). Rational und irrational im System der Philosophie. Logos, 1, 93–122. (In Russian)
  • Seseman, V. (1925). Review of the Book by N. Hartmann “The Main Features of the Metaphysics of Cognition”. Logos, 1, 229–235. (In Russian)
  • Seseman, V. (1927). Rationales und irrationales. In Studien zum Erkenntnisproblem II (129-192). Kaunas: Valstybes Spaustuve.
  • Seseman, V. (1932). Die logischen Gesetze und das Sein. Sonderbruck aus „Eranos“ II. Heft. Kaunas.
  • Seseman, V. (2010). Ethics of Plato and the Problem of Evil. Kantovskiy sbornik, 1 (13), 75–89. (In Russian)
  • Seseman, V. (2011). The Real Attitude and the “Pure” (Attitudeless) Knowledge. From the Manuscript Heritage. Kantovskii sbornik, 2 (36), 83–89. (In Russian)
  • Seseman, V. (2012). Das Problem des Idealismus in der Philosophie. Voprosy filosofii, 4, 127–133. (In Russian)
  • Seseman, V. (2013) Aesthetics I. Kant. In V. Belov & L. Tetyuyev (Eds.), Filosofiya Kanta i osnovaniya prakticheskoy filosofii (75-89). Rus. Ed. Saratov: Novyy proyekt. (In Russian)
  • Seseman, V. (2017). Manuscripts. Scheler, Lossky, Bergson (1950–1955). Horizon. Studies in Phenomenology, 6 (1), 201–210. (In Russian)
  • Shiyan, A. (2019). The Project of the Descriptive Metaphysics of Edmund Husserl: Cognitive Consciousness and the Problems of Cognition. In S. Katrechko & A. Shiyan (Eds.), Transtsendental’nyy povorot v sovremennoy filosofii (4): transtsendental’naya metafizika, epistemologiya i filosofiya nauki, teologiya i filosofiya soznaniya (194–203). Moscow: GAUGN–Press, Fond TSGI. (In Russian)
  • Sverdiolas, A. (2010). Vasily Seseman: The Other and Time. In M. Drunga & L. Donskis (Eds.), Vasily Seseman: Selected Papers (15-33). Amsterdam, New York: Rodopi.
  • Yakovenko, B. (2000). What is Philosophy? (Introduction to Transcendentalism). In A. Yermichev (Ed.), Moshch’ filosofii (91-164). St Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)