Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 760


ФЕНОМЕН EREIGNIS В ФИЛОСОФИИ М. ХАЙДЕГГЕРА

Название на языке публикации: ФЕНОМЕН EREIGNIS В ФИЛОСОФИИ М. ХАЙДЕГГЕРА
Автор: АЛЕКСЕЙ СТОВБА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 276-297
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-276-297 PDF (Загрузок: 1404)

Аннотация
Статья посвящена осмыслению феномена Ereignis в работах М. Хайдеггра. Современная философия характеризуется попытками создания принципиально новой, несубстанциальной онтологии, где на место классической субстанции приходит динамическая конфигурация смысла, которая носит не чисто умозрительный характер, но бытийно укоренена, когда способ существования того либо иного явления неотделим от процесса его осмысления (феномен, симулякр, след, событие и пр.). Одной из первых попыток построения подобной онтологии выступает философия Хайдеггера. Автором выделены три этапа эволюции учения о бытии немецкого философа. На первом, «фундаментально-онтологическом» этапе ключевым является «онтологическое различие» бытия и сущего, а в роли их до-онтологического основания выступает время. На втором, «радикально-онтологическом» этапе, Хайдеггер осуществляет свой знаменитый «поворот», когда место времени занимает истина бытия, «просвет», а само бытие сбывается как событие, Ereignis. На третьем этапе, который может быть назван «постонтологическим», в центре внимания Хайдеггера находится «постонтологическое различие» — бытия сущего и бытия как такового. При этом как время, так и бытие укоренены в феномене Ereignis, который переосмысляется как «происшествие». Естество происшествия заключено в «самом деле» (заново продуманном Хайдеггером die Sache selbst Гуссерля) как чередовании открытости и сокрытости бытия и времени. Происшествие выступает не квазисубстанциальным основанием бытия, времени либо сущего, но их почином (Anfang), когда на место «истины бытия» заступает динамическая конфигурация смысла самого происходящего, т.е. «суть дела». В результате Хайдеггер приходит к принципиально новой, несубстанциальной онтологии, в центре которой находится феномен Ereignis как динамическая сингулярная конфигурация бытийно-временного смысла происходящего.

Ключевые слова
oнтология, динамическая конфигурация смысла, онтологическое различие, постонтологическое различие, событие, происшествие.

References

  • Badiou, A. (2005). Being and Event. London: The Tower Building.
  • Bibikhin, V. (2009). Heidegger: From “Being and Time” to „Beiträge“. Hermeneya, 1 (1), 95-117. (In Russian)
  • Cherniakov, A. (2001). Ontology of Time. St Petersburg: Vysshaia religioznaia shkola Publ. (In Russian)
  • Deleuze, G. (1998). Logic of Sense. Rus. Ed. Moscow: Raritet Publ., Ekaterinburg: Delovaya Kniga Publ. (In Russian)
  • Grondin, J. (2011). The Turn in the Thinking of Martin Heidegger. Rus. Ed. St Petersburg: Russkii mir Publ. (In Russian)
  • Ingarden, R. (2006). The Debate about Being of the World. Time and Mode of Existence. Rus. Ed. Voprosy filosofii, 12, 147-163. (In Russian)
  • Heidegger, M. (1993). The Letter About Humanism. In Time and Being (192-220). Rus. Ed. Moscow: Respublika Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (1978). Metaphysische Anfangsgrunde der Logik im Ausgang von Leibniz. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1997). Being and Time. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (2001a). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Heidegger, М. (2001b). Seminar in Zeringen (1973). In E. Borisov (Ed.), Issledovaniya po Fenomenologii i Filosofskoj Germenevtike (108-123). Rus. Ed. Minsk: EGU Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (2001c). The Basic Problems of Phenomenology. Rus. Ed. St Petersburg: Vysshaia religiozno-filosofskaya shkola Publ. (In Russian)
  • Heidegger, M. (2007a). Das Ende der Philosophie und die Aufgabe des Denkens. In Zur Sache des Denkens (61-80). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2007b). Der Weg zur Sprache. In Unterwegs zur Sprache (227-258). Stuttgart: Klett-Gotta.
  • Heidegger, M. (2007c). Protokoll zu einem Seminar über den Vortrag „Zeit und Sein“. In Zur Sache des Denkens (27-58). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2007d). Zeit und Sein. In Zur Sache des Denkens (1-26). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2009). Contributions to Philosophy. (From Enowning). Rus. Ed. Hermeneya, 1 (1), 56- 94. (In Russian)
  • Heidegger, M. (2013). The Fundamental Concepts of Metaphysics: World, Finitude, Solitude. Rus. Ed. St Petersburg: Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)
  • Herrmann, F.-W. von. (2000). The Temporality of Being-There and Time of Being. In Ponyatie Fenomenologii u Hajdeggera i Gusserlya (149-166). Rus. Ed. Minsk: Propilei Publ. (In Russian)
  • Patkul, А. (2012). Time as the Horizon of Understanding of Being in the Fundamental Ontology. Horizon. Studies in Phenomenology, 1 (1), 28- 47. (In Russian)
  • Seubold, G. (2003). Ereignis. Was immer schon geschehen ist, bevor wir etwas tun. In D. Thomae (Ed.), Heidegger. Handbuch. Leben-Werk-Wirkung (335-340). Stuttgart-Weimar: Verlag J.B. Metzler.