Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 847


«МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СУЩЕСТВУЮ» ДЕКАРТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛОГИКИ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ

Название на языке публикации: «МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СУЩЕСТВУЮ» ДЕКАРТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛОГИКИ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ
Автор: ЯРОСЛАВ СЛИНИН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 27-39
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-27-39 PDF (Загрузок: 1656)

Аннотация
В статье рассматриваются особенности применения Декартом первого правила своего метода, которое требует не соглашаться ни с чем, могущим дать повод к сомнению. Как известно, Декарт пришел к выводу, что несомненной является только истина «Я мыслю, следовательно, я существую». В статье исследуется логический статус этой истины и выясняется, что она представляет собой энтимему, в которой опущена большая посылка. Анализ текстов Декарта показал, что не высказанной им явным образом посылкой является суждение «Если я мыслю, то я существую, а если не мыслю, то и не существую». Тогда энтимема Декарта восстанавливается до полного силлогизма следующим образом: «Я существую тогда и только тогда, когда мыслю, но я мыслю; следовательно, я существую». В статье также рассматривается доказательство несомненности положения «Я существую», предложенное Августином Блаженным в трактате «О Граде Божием». Августин доказал, что суждение «Я обманываюсь в том, что я существую» тождественно ложно. Из этого следует, что положение «Я существую» является тождественно истинным. Согласно Декарту, несомненным является лишь то, что имеет место в пределах «Я мыслю», т. е. в пределах внутреннего опыта; данные же внешнего опыта всегда сомнительны. Так, суждение «Я хожу» не очевидно, так как мне может только казаться, что я хожу: зато суждение «Мне кажется, что я хожу» несомненно. Античные скептики тоже считали, что данные внутреннего опыта полностью достоверны, а данные внешнего опыта не достоверны в силу того, что все предметы внешнего мира на самом деле не таковы, какими кажутся. Тем не менее, между подходом скептиков и подходом Декарта имеется существенное различие. Автор статьи усматривает его в том, что древние скептики хотя и были убеждены в том, что вещи окружающего мира не таковы какими кажутся, однако полагали, что каждая из них безусловно существует. Что касается Декарта, то он превзошел и скептиков, и академиков по части скептицизма: он усомнился в самом существовании внешнего мира. Он смог представить себе, что существует исключительно как нечто мыслящее, что у него нет тела, что нет ни мира, ни пространства, в котором мир размещается. Именно тем, что он усомнился в существовании внешнего мира, Декарт открыл дорогу трансцендентальной философии и феноменологии.

Ключевые слова
Декарт, логика, метод, Августин, внешний опыт, внутренний опыт, радикальный скептицизм.

References

  • Augustine of Hippo. (1994). The City of God. Vol. 2. Rus. Ed. Moscow: Spaso-Preobrazhen. Valaam. stavropigial. Monastyria Publ. (In Russian)
  • Descartes, R. (1989). Works. Vol. 1. Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
  • Descartes, R. (1994). Works. Vol. 2. Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian)
  • John Italus. (2013). Aporias. Rus. Ed. St Petersburg: Svoe Publ. (In Russian)
  • Sextus Empiricus. (1976). Writings. Vol. 2. Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (in Russian)