Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 703


ИСЧЕЗАЮЩИЙ ИДЕАЛИЗМ ВИТГЕНШТЕЙНА

Название на языке публикации: ИСЧЕЗАЮЩИЙ ИДЕАЛИЗМ ВИТГЕНШТЕЙНА
Автор: ГАРРИС РОГОНЯН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 229-247
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-229-247 PDF (Загрузок: 1458)

Аннотация
В статье дается обзор нескольких известных попыток рассмотреть «Философские исследования» Людвига Витгенштейна в контексте трансцендентального идеализма. Основная цель этих попыток заключается в том, чтобы защитить позднюю философию Витгенштейна от релятивистской интерпретации таких понятий, как «языковые игры» и «формы жизни». Так, Бернард Уильямс, отмечая двусмысленность в использовании Витгенштейном местоимения «мы» в «Философских исследованиях», полагает, что это местоимение обладает трансцендентальным, а не эмпирическим характером. Иными словами, для того общего взгляда на мир, который воплощен в этом «мы», отсутствует какая-либо осмысленная альтернатива. Тем не менее главный недостаток этого подхода заключается в том, что Уильямс рассматривает такое «мы» во многом по аналогии с концептуальной схемой. Однако, как указывают многие авторы, данная идея не находит своего подтверждения в поздних работах Витгенштейна. Джонатан Лир в свою очередь предлагает рассматривать такое неэмпирическое «мы» как особого рода «настроенность», которая выступала бы в качестве аналога аналитического принципа апперцепции. Именно этот принцип придает осмысленное единство поведению человека и делает возможным его общение с другими людьми. Во многом следуя за Уильямсом и пытаясь исправить недостатки его позиции, Лир предлагает рассматривать двусмысленный статус «мы» в «Философских исследованиях» в качестве довода в пользу «исчезновения» тарнсцендентального «мы», а вместе с ним и угрозы релятивизма. Джон Макдауэлл, однако, в целом соглашаясь с необходимостью избавить философию Витгенштейна от релятивистских интерпретаций, критически оценивает идею использовать для этого трансцендентальный идеализм. Вместо этого Макдауэлл предлагает вернуться к гегелевскому тезису о безграничности концептуального, который делает ненужным обращение к трансцендентальному обоснованию гармонии между разумом и миром. Поэтому в статье также рассмотрены аргументы Макдауэлла против приписывания Витгенштейну каких-либо версий трансцендентального идеализма.

Ключевые слова
Людвиг Витгенштейн, Бернард Уильямс, Джонатан Лир, Джон Макдауэлл, трансцендентальный идеализм, релятивизм, языковые игры, формы жизни.

References

  • Cavell, S. (2002). Must We Mean What We Say? A Book of Essays. Harvard University, Massachusetts: Cambridge University Press.
  • Hutto, D. D. (1996). Was the Later Wittgenstein a Transcendental Idealist? In P. Coates & D. Hutto (Eds.), Current Issues in Idealism (121-153). Bristol, United Kingdom: Thoemmes Press.
  • Lear, J. (1982). Leaving the World Alone. The Journal of Philosophy, 79 (7), 382-403.
  • Lear, J. (1999). Open Minded: Working Out the Logic of the Soul. Harvard: Harvard University Press.
  • Malcolm, N. (1982). Wittgenstein and Idealism. In G. Vesey (Ed.), Idealism Past and Present (249–267). Cambridge: Cambridge University Press.
  • McDowell, J. (1996). Mind and World: With a New Introduction by the Author. Harvard: Harvard University Press.
  • McDowell, J. (1998). Mind, Value, and Reality. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  • McDowell, J. (2001). Responses. In M. Willaschek (Ed.), John McDowell: Reason and Nature. Lecture and Colloquium in Münster 1999 (91-114). Münster: LIT–Verlag.
  • Moore, A. W. (2007). Wittgenstein and Transcendental Idealism. In G. Kahane, E. Kanterian & O. Kuusela (Eds.), Wittgenstein and his Interpreters (174-199). Oxford: Blackwell Publishing.
  • Mulhall, S. (2015). “Hopelessly Strange”: Bernard Williams’ Portrait of Wittgenstein as a Transcendental Idealist. In S. Gardner & M. Grist (Eds.), The Transcendental Turn (322–341). Oxford: Oxford University Press.
  • Pears, D. (1987). False Prison: A Study of the Development of Wittgenstein’s Philosophy. Vol. 1. Oxford: Clarendon Press.
  • Sacks, M. (2000). Objectivity and Insight. Oxford: Oxford University Press.
  • Williams, B. (1990). Descartes: The Project of Pure Enquiry. New York: Penguin Books.
  • Williams, B. (1982). Moral Luck: Philosophical Papers (1973–1980) . Cambridge: Cambridge University Press, 1982.
  • Wittgenstein, L. (1994). Philosophical Works. Part I. Rus. Ed. Moscow: Gnozis Publ. (In Russian)
  • Wittgenstein, L. (2008). Tractatus Logico-Philosophicus. Rus. Ed. Moscow: Kanon+ Publ. (In Russian).
  • Wittgenstein, L. (2020). Zettel. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Publ. (In Russian)