Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 822


ЭПОХЕ И СТРАХ. НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ МИРА ИЛИ ИМИТАЦИЯ ОПЫТА?

Название на языке публикации: EPOCHE AND ANXIETY. NEUTRALIZATION OF THE WORLD OR THE IMITATION OF EXPERIENCE?
Автор: ВИКТОР МОЛЧАНОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 11-26
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-11-26 PDF (Загрузок: 1505)

Аннотация
«Эпохе» и «феноменологическая редукция» у Гуссерля и «боязнь» и «страх» у раннего Хайдеггера обсуждаются в этой статье с концептуальной и терминологической точек зрения. Основой для сравнения «epoche» и «страха» выступает их основная функция нейтрализации мира. Автор также рассматривает способ соотнесения эпохе и страха как философских понятий с тремя типами реализуемого опыта, которые послужили их источником. Выделены основные моменты и этапы введения термина эпохе; обозначены основные функциональные различия между терминами «эпохе» и «феноменологическая редукция» в различных работах Гуссерля. Рассмотрен ряд попыток Гуссерля трансформировать выдвинутые им методологические принципы в описание особого опыта отстранения, доступного благодаря моральным усилиям — мужеству и честности. В этой связи анализируется трансформация картезианского сомнения в процедуру «эпохе» посредством искусственной процедуры «попытки сомнения». Выделяются три вида ограничения универсальности эпохе и рассматриваются терминологические и содержательные отношения между нейтрализацией как модусом сознания и эпохе. Выявлены два основных различия, с помощью которых Гуссерль пытается трансформировать принципы в опыт: различие позиционального и нейтрального сознания (первичного и теневого) и различие эпохе и квази-эпохе. Гуссерлевская интерпретация эпохе и редукции как особого опыта имеет два основных источника: во-первых, опыт воображения, или фантазии, и в этом смысле источником эпохе является квази-эпохе, а не наоборот. Во-вторых, постулат тождественности ощущения от реального и иллюзорного предметов. Критически проанализировано различие Хайдеггера между страхом и тревогой. Общий источник явлений тревоги, страха, ужаса, испуга и т.д. автор усматривает в столкновении и взаимном проникновении различных человеческих миров. От этого многообразия нельзя отстраниться, оно является истинным источником философских размышлений.

Ключевые слова
эпохе, квази-эпохе, страх, нейтрализация, мир, опыт, сомнение, «попытка сомнения», трансформация, мир.

References

  • Descartes, R. (2018). Meditations on First Philosophy (J. Veitch, Trans.). Global Grey ebooks. Retrived from https://www.globalgreyebooks.com/meditations-on-first-philosophy-ebook.html
  • Druskin, I. (1995). The Vision of Non-Vision. St Petersburg: Kedr, Zazerkal’e Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (1959). Erste Philosophie (1923/24). Zweiter Teil. Theorie der phänomenologischen Reduktion (Hua VIII). Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1962). Ideas: General Introduction to Pure Phenomenology (W. R. Boyce Gibson, Trans.). L.: George Allen & Unwin LTD. N.Y.: The Macmillan Company.
  • Husserl, E. (1970). Logical Investigations, vol. I (J. N. Findlay, Trans.). London and New York: Routledge & Kegan Paul Ltd.
  • Husserl, E. (1973a). Die Idee der Phanomenologie. Fünf Vorlesungen (Hua II). Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973b). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge (Hua I). Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch (Hua III/1). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen. Bd.II. T.1 (Hua XIX/1). Haag: Martinus Nijhoff.
  • Heidegger, M. (1976). Wegmarken (GA 9). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Bernet, R., Kern, I., & Marbach, E. (1996). Edmund Husserl. Darstellung seines Denkens. Hamburg: Meiner.
  • Fink, O. (1981). Operative Concepts in Husserl’s Phenomenology. In W. McKenna, R. M. Harlan & L. E. Winters (Eds.), Apriori and World. European Contributions to Husserlian Phenomenology (56-70). The Hague: Martinus Nijhoff.