Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 871


ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ «ПОРИСТОЙ САМОСТИ» ДЖ. РИВЕРЫ

Название на языке публикации: ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ «ПОРИСТОЙ САМОСТИ» ДЖ. РИВЕРЫ
Авторы: СЕРГЕЙ КОМАРОВ, ДАРЬЯ ХОМУТОВА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 248-275
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-248-275 PDF (Загрузок: 1393)

Аннотация
В статье анализируется философская концепция «пористой самости» Дж. Риверы. Оригинальность данной концепции в постфеноменологическом проекте определяется ролью теологических конструкций, которые модифицируют изначальный опыт самосознания. Такая модификация позволяет интерпретировать феноменологическое описание человеческой самости в качестве отличной от классической — «пористой» темпоральности, т. е. соотносящейся через «два входа» — интериорный и экстериорный — с вечностью. В рамках этого подхода первичным феноменом конституирования «пористой» самости становится внутреннее Слово (Verbum interior), которое в обращении к вечности оказывается изначальной самоданностью самости в качестве темпоральности. Вторичным феноменом конституирования «пористой» самости становится не мирская темпоральность М. Хайдеггера, а Epektasis как напряженная устремленность к концу времени вообще. Преобразованная верой мирская темпоральность самости феноменологически обнаруживается как открытая вечности в каждом своем моменте. Третьим феноменом темпоральности самости является Memoria, трактовка которой раскрывает способ, с помощью которого структура внутреннего сознания времени Э. Гуссерля может быть обрамлена онтологически и гармонично встроена в теологический концепт. В статье показано, как на основе такого понимания одновременно интериорной и экстериорной открытости «пористой» самости для вечности конституируется целостная структура ее темпоральности. Темпоральность пористой самости оказывается модификацией гуссерлевской диаграммы времени и переплетением двух потоков темпоральности одновременно из прошлого к будущему и из будущего к прошлому, которые конституируют само феноменальное поле события самости. Такое понимание темпоральности задает новые перспективы феноменологического анализа субъективности.

Ключевые слова
пористая самость, двойной вход, ретенция, протенция, память, Августин, Гуссерль, интериорность, экстериорность, двойная интенциональность.

References

  • Augustine. (2006). The Confessions. Rus. Ed. Minsk: Kharvest Publ. (In Russian)
  • Chernavin, G. I. (2010). Genesis of Time-Consciousness and Primary Facticity: To Husserl’s Phenomenological Metaphysics of Time. Logos, 5 (78), 125–137. (In Russian)
  • Descartes, R. (1897-1912). Qeuvres de Descartes. Publiees par Ch.Adam et P.Tennery. L.7. Paris.
  • Descartes, R. (1994). Writings. Rus. Ed. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
  • Descombes, V. (2011). Le complément de sujet. Rus. Ed. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)
  • Gondek, H.-D., & Tengelyi, L. (2011). Neue Phänomenologie in Frankreich. Berlin: Suhrkamp.
  • Henry, M. (2011). The Phenomenology of Life. Logos, 3 (82), 172-185. (In Russian)
  • Henry, M. (2014). Non-Intentional Phenomenology. In (Post)fenomenologiia: novaia filosofiia vo Frantsii i za ee predelami (43-57). Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Hefty, K. (2018). Review of the Book “The Contemplative Self after Michel Henry: A Phenomenological Theology”, by J. Rivera. The Journal of Religion, 98 (2), 294-296.
  • Husserl, E. (1966). Analysen zur passive Synthesis. Aus Vorlesungs- und Forschungsmanuskripten (1918-1926) (Hua XI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1994). The Phenomenology of Internal Time-Consciousness. Rus. Ed. Moscow: Logos Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (1999). Ideas: General Introduction to Pure Phenomenology. Vol. 1. Rus. Ed. Moscow, Dom intellektual’noi knigi Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2006a). The Cartesian Meditations. An Introduction to Phenomenology. Rus. Ed. St Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2006b). Späte Texte über Zeitkonstitution (1929-1934): Die C-Manuskripte (Hua VIII) (D. Lohmar, Hrsg.). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2006c). The Idea of Phenomenology. Five Lectures. Rus. Ed. St Petersburg: Gumanitarnaia Akademiia Publ. (In Russian)
  • Mamardashvili, M. K. (2000). The Aesthetics of Thinking. Moscow: Moskovskaia shkoly politicheskikh issledovanii Publ. (In Russian)
  • Maldiney, H. (2014). About Transpossibility. In (Post)fenomenologiia: novaia filosofiia vo Frantsii i za ee predelami (151-203). Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Marion, J.-L. (2010). La Croisee Du Visible. Rus. Ed. Moscow: Progress-Traditsiia Publ. (In Russian)
  • Marion, J.-L. (2014). The Saturated Phenomenon. In (Post)fenomenologiia: novaia filosofiia vo Frantsii i za ee predelami (63-99). Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Rivera, J. (2013). Figuring the Porous Self: St Augustine and the Phenonenogy of Temporality. Modern Theology, 29 (1), 83-103.
  • Rivera, J. (2015). The Contemplative Self After Michel Henry: A Phenomenological Theology. University of Notre Dame, Indiana.
  • Rivera, J. (2019). We-Synthesis Husserl and Henry on Empathy and Shared Life. Research in Phenomenology, 49, 184–208.
  • Yampolskaya, A. V. (2014a). From Passivity to Affectivity. In (Post)fenomenologiia: novaia filosofiia vo Frantsii i za ee predelami (229-240). Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Yampolskaya, A. V. (2014b). Translator’s Preface to “Non-Intentional Phenomenology”. In (Post)fenomenologiia: novaia filosofiia vo Frantsii i za ee predelami (39-42). Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)