Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 810


КРИЗИС НАУК И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ: ПРЕОДОЛЕНИЕ ИЛИ РАДИКАЛИЗАЦИЯ?

Название на языке публикации: КРИЗИС НАУК И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ: ПРЕОДОЛЕНИЕ ИЛИ РАДИКАЛИЗАЦИЯ?
Автор: МИХАИЛ БЕЛОУСОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 40-72
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-40-723 PDF (Загрузок: 1516)

Аннотация
В своих поздних текстах Гуссерль интерпретирует кризис европейских наук как утрату их жизненной значимости. Этот диагноз, на первый взгляд, предопределяет терапевтическую стратегию — чтобы преодолеть кризис, феноменология должна вернуться к очевидностям жизненного мира. В статье обосновывается тезис о том, что гуссерлевская стратегия преодоления кризиса европейских наук состоит не в ликвидации разрыва с донаучными очевидностями естественной установки, а, напротив, в его радикализации. Таким образом, я предпринимаю попытку показать, что Гуссерль стремится преодолеть кризис наук более радикальным кризисом феноменологии. Феноменология, по Гуссерлю, должна стать единственной наукой, не предполагающей жизненный мир, поскольку она его проблематизирует. Я намерен также продемонстрировать, что эта парадоксальная стратегия представляет не просто историко-философский интерес, но значима для актуальной философской работы. Обоснование этих тезисов осуществляется в три этапа. В первой части статьи анализируется различие между объективным миром и жизненным миром, служащее исходным пунктом гуссерлевской интерпретации кризиса наук в «Кризисе». Соотнося различие объективного и жизненного мира в «Кризисе» с различием идеального и естественного мира в «Идеях I», я раскрываю двойственный характер гуссерлевского понимания кризиса европейских наук. Кризис, согласно Гуссерлю, возникает тогда, когда наука выходит за пределы жизненного мира посредством идеализаций и, в то же время, предполагает непосредственные донаучные очевидности как нечто само собой разумеющееся. Во второй части статьи показано, что стратегия преодоления кризиса в «Кризисе» строится на осуществлении феноменологического эпохе, которое позволяет проблематизировать жизненный мир, не предполагая его. В этой связи продемонстрировано мотивационное единство двух редукций, осуществляемых Гуссерлем в «Кризисе» — редукции к жизненному миру, срывающей с донаучной реальности одеяние идей, ошибочно принимаемое за саму реальность, и редукции жизненного мира, превращающей мир в горизонт и лишающей феноменолога права пользоваться естественными очевидностями, которое в нефилософской науке является само собой разумеющимся и только и делает ее возможной. Единство редукций указывает на то, что феноменологическое возвращение к жизненному миру понимается Гуссерлем как радикальный разрыв с непосредственными очевидностями естественной жизни. Третья часть посвящена вопросу о том, открывается ли проблематичность жизненного мира только взгляду незаинтересованного наблюдателя, или она может обнаруживаться как бы изнутри, в дотеоретическом опыте, делающем жизнь способной к самопроблематизации и мотивирующем эпохе. Предпринята попытка продемонстрировать, что, хотя этот вопрос не получает удовлетворительного ответа в рамках гуссерлевских анализов мотивации редукции, ключ к его разрешению дает генетическая феноменология, поскольку она тематизирует историчность жизненного мира. Историчность рассмотрена в статье как амбивалентный дотеоретический опыт, в котором конституируется как самоочевидность, так и проблематичность жизненного мира.

Ключевые слова
кризис европейских наук, эпохе, жизненный мир, объективный мир, Гуссерль, идеализация, историчность.

References

  • Aguirre, A. (1970). Genetische Phänomenologie und Reduktion. Zur Letztbegründung der Wissenschaft aus der radikalen Skepsis im Denken Husserls. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Bernet, R., Kern, I., & Marbach, E. (1996). Edmund Husserl. Darstellung seines Denkens. Hamburg: Meiner.
  • Carr, D. (1970). Translator’s Introduction. In E. Husserl (Ed.), The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. An Introduction to Phenomenological Philosophy (xv-xliii). Evanston: Northwestern University Press.
  • Chernavin, G. (2013). Erscheinung in der Schwebe zwischen Sein und Schein: von Herbart zu Husserl. Horizon. Studies in Phenomenology, 2 (2), 7-16.
  • Dodd, J. (2007). Crisis and Reflection: an Essay on Husserl’s “Crisis of the European Sciences” . Dordrecht: Springer.
  • Geniusas, S. (2012). The Origins of the Horizon in Husserl’s Phenomenology. Dordrecht: Springer.
  • Held, K. (2008). Heidegger and the Principle of Phenomenology. In Ezhegodnik po fenomenologicheskoi filosofii. Vypusk I (190-220). Rus. Ed. Moscow: RGGU Publ. (In Russian)
  • Held, K. (2010). God in Edmund Husserl’s Phenomenology. In Ezhegodnik po fenomenologicheskoi filosofii. Vypusk II (15-30). Rus. Ed. Moscow: RGGU Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (1969). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch. Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution. Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973). Die Idee der Phänomenologie. Fünf Vorlesungen. Den Haag: Martinu Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976a). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976b). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einführungin die reine Phänomenologie 1. Halbband: Text der 1.-3. Auflage — Nachdruck. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen. Bd. II. Zweiter Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (2002). Zur phänomenologischen Reduktion. Texte aus dem Nachlass (1926-1935) . Dordrecht/Boston/London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2004). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. The General Introduction to Phenomenological Philosophy. Rus. Ed. Moscow: Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2008). Die Lebenswelt. Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution. Texte aus dem Nachlass (1916-1937). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2009). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy I. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)
  • Husserl, E. (2018). The Idea of Phenomenoogy. Five Lectures. Rus. Ed. St Petersburg: Gumanitarnaja Akademija Publ. (In Russian)
  • Janssen, P. (1970). Geschichte und Lebenswelt. Ein Beitrag zur Diskussion von Husserls Spätwerk. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Mensch, J. (2017). Life and the Reduction to the Life-world. Horizon. Studies in Phenomenology, 6 (2), 13-29.
  • Mensch, J. (2021). Temporality as Spatial Field of Presence. Horizon. Studies in Phenomenology, 10 (1), 163-185.
  • Ricoeur, P. (1967). Husserl and the question of history. In Husserl: an Analysis of his Phenomenology (143-174). Evanston: Northwestern University Press.
  • Richir, M. (2015). Commentary on “Phenomenology of Esthetic Consciousness”. In Ezhegodnik po fenomenologicheskoi filosofii. Vypusk IV (265-272). Rus. Ed. Moscow: RGGU Publ. (In Russian)
  • Sowa, R. (2008). Einleitung des Herausgebers. In E. Husserl, Die Lebenswelt. Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution. Texte aus dem Nachlass (1916-1937) (XXV-LXXXI). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Tengelyi, L. (2007). Erfahrung und Ausdruck. Phänomenologie im Umbruch bei Husserl und seinen Nachfolgern. Dordrecht: Springer.
  • Tengelyi, L. (2013). Necessity of a Fact in Aristotle and Husserl: Two Foundations of Metaphysics. In Ezhegodnik po fenomenologicheskoi filosofii. Vypusk III (190-208). Rus. Ed. Moscow: RGGU Publ. (In Russian)
  • Wittgenstein, L. (1994). Philosophical Investigations. In Filosofkie raboty. Chast’ I (165-409). Rus. Ed. Moscow: Gnozis Publ. (In Russian)