Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 771


КОНЦЕПТ «ЧИСТОГО ЗНАНИЯ» В. СЕЗЕМАНА

Название на языке публикации: КОНЦЕПТ «ЧИСТОГО ЗНАНИЯ» В. СЕЗЕМАНА
Автор: ВЛАДИМИР БЕЛОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 190-207
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-190-207 PDF (Загрузок: 1379)

Аннотация
Хотя концепт «чистого знания» является одним из интересных и своеобразных концептов в философском творчестве Василия Сеземана (1884-1963), презентовать его можно только проведя разносторонний анализ многочисленных работ философа, посвященных онтолого-гносеологическим и логическим проблемам. Сеземан полагает, что главные философские направления в начале ХХ века, а именно неокантианство, интуитивизм и феноменология, не смогли представить этого концепта, хотя и делали попытки. Основной причиной неспособности неокантианства, интуитивизма и феноменологии начать разговор о чистом знании, по мнению философа, является их неспособность к утверждению сущностного различия между предметным и непредметным знанием. Особое внимание при обосновании своего концепта «чистого знания» Сеземан уделяет отличию своего подхода от подхода основателя современной феноменологии. Философ указывает на то, что даже Гуссерль, сконцентрировавший внимание на специфике внутреннего переживания, ставит эту специфику, в конце концов, в зависимость от процесса познания и рефлексии, абсолютно игнорируя ее онтологические основания. В то время как чистое знание, согласно Сеземану, не является ни непредметным, ни предметным знанием, ни непредметным, ни предметным бытием, оно, по сути, есть не-знание и не-бытие. Именно такое понимание философом данного феномена позволяет ему характеризовать чистое знание как беспредпосылочное и безграничное и, в целом, как свободное от каких-либо онтологических или гносеологических детерминаций. Однако, с другой стороны, Сеземан настаивает на том, что феномен чистого знания имеет значение не просто регулятивной идеи, бесконечно далекого идеала, но и реальное конститутивное значение, как принципа, раскрывающего и определяющего человеческое устремление на познание как взаимосвязанный и необходимый процесс, восходящий от онто-гносеологической ступени непредметного знания к гносеологической, а затем и логической ступени знания предметного.

Ключевые слова
Сеземан, чистое знание, установка, феноменология, интуитивизм, переживание, явление, предметное и непредметное знание.

References

  • Belov, V. N. (2012). V.E. Sezeman Is a Systematist of Russian Neo-Kantianism. Voprosi filosofii, 4, 121–127. (In Russian)
  • Belov, V. N. (2017). Contemporary Studies of Vasily Sezeman’s Creativity Abroad. Horizon. Studies in Phenomenology, 6 (2), 411–424. (In Russian)
  • Belov, V. N. (2019). N. Hartmann and W. Sesemann. Preface to the Translation of N. Hartmann’s Review “On Wilhelm Sesemann”. Horizon. Studies in Phenomenology, 8 (1), 311–317. (In Russian)
  • Florensky, P. A. (1990). Imeslavie as a Philosophical Prerequisite. In U vodorazdelov mysli. Vol. 2 (281-321). Moscow: Pravda Publ. (In Russian)
  • Hartmann, N., Belov, V., & Belousov, M. (2019). On Wilhelm Sesemann. Horizon. Studies in Phenomenology, 8 (1), 318–327. (In Russian)
  • Hegel, G. W. F. (1970). Science of Logic. Vol. 1. Rus. Ed. Moscow: Misl’ Publ. (In Russian)
  • Jakovenko, B. V. (2000). Critical Notes on Phenomenology. In Antologija fenomenologicheskoj filosofii v Rossii. Vol. 2 (242-253). Moscow: Logos, Progress-Tradition Publ. (In Russian)
  • Jonkus, D. (2015). Vosyliaus Sezemano filosofija: savees pazxinimo ir estetinexs patirties fenomenologija. Vilnius: Versus Aureus.
  • Jonkus, D. (2017). The Philosophy of Vasily Sesemann: Neo-Kantianism, Intuitivism and Phenomenology. Horizon. Studies in Phenomenology, 6 (1), 79–96. (In Russian)
  • Losskii, N. (1929). Die intellektuelle Anschauung als Methode der Philosophie. Der Russische Gedanke. Internationale Zeitschrift für russische Philosophie, Literaturwissenschaft und Kultur, 1, 4–17.
  • Seseman, V. (1927a). Beiträge zur Erkentnissproblem. I. Über gegenständliches und ungegenständliches Wissen. In Lietuvos universiteto. Humanitariniu fakulteto raštai. Kn. 2 (69-142). Kaunas.
  • Seseman, V. (1927b). Studien zum Erkenntnisproblem. Rationales und irrationales. In Lietuvos universiteto. Humanitariniu fakulteto raštai (127-192). Kaunas.
  • Seseman, V. (1935). Zum Problem der logischen Paradoxien. In Eranus (5-85). Kaunas.
  • Seseman, V. (2000). Notes on the Problems of Cognition: on Subject and Non-Objective Knowledge. In Antologija fenomenologicheskoj filosofii v Rossii. Vol. 2 (268-279). Moscow: Logos, Progress-Tradition Publ. (In Russian)
  • Seseman, V. (2006). On the Problem of Pure Knowledge (V. N. Belov, Trans.). Logos, 6, 119-162. (In Russian)
  • Seseman, V. (2007). To the Problem of Cognition. In M. A. Kolerov & N. S. Plotnikov (Eds.), Issledovanija po istorii russkoj misli: Echegodnik za 2004-2005 god (234-248). Rus. Ed. Moscow: Modest Kolerov Publ. (In Russian)
  • Sesemann, V. (2011). The Real Attitude and the “Pure” (Attitudeless) Knowledge. From the Manuscript Heritage. Kantovskii sbornik, 2 (36), 83–89. (In Russian)