Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 708


ИНАКОВОСТЬ, ФАКТИЧНОСТЬ И ОСНОВАНИЕ КОНЕЧНОЙ СВОБОДЫ У ЛЕВИНАСА. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ЛЕВИНАСА И ФИХТЕ

Название на языке публикации: ALTERITÄT, FAKTIZITÄT UND STIFTUNG DER ENDLICHEN FREIHEIT BEI LEVINAS. EIN VERGLEICH MIT FICHTE
Автор: ДЖУЛИО МАРКЕДЖИАНИ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 73-92
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-73-92 PDF (Загрузок: 1526)

Аннотация
Начиная с акцента, который Левинас делает на роли инаковости в формировании субъективного измерения, в этой статье обсуждается, каким образом артикуляция этого процесса и вытекающие из него последствия напоминают специфически фихтеанские темы. Хотя сравнительный анализ творчества Левинаса и Фихте относится к числу редких исследований, тем не менее можно показать, что такие темы, как «призыв» субъекта извне, из недостижимого измерения инаковости, которое несводимо ни к какой имманентности, и вытекающий из этого фактический и конечный характер его свободы, могут быть сформулированы в соответствии с категориями, которые Фихте развивает в своих текстах о праве и морали. Ссылка на Фихте, который уже в своих рассуждениях о наукоучении (Wissenschaftslehre) признает внешнее воздействие (Anstoß) определяющим в отношении реальности предмета, позволит, следовательно, осветить фундаментальную структуру самой мысли Левинаса. Особое внимание Левинас уделяет принадлежности инаковости к извечному прошлому, которое находит гарантию своей радикальной трансцендентности в невозможности проследить становление инаковости до сознания настоящего. Таким образом, формируется другое временное (или, скорее, вневременное) измерение, которое также у Фихте относится к «экстериорности», которая не может быть принята субъектом, а только установлена a posteriori. Так определяется ее фактический характер. Благодаря интерпретации фундаментального значения, которое имеет примат инаковости над тождеством у Левинаса, и попытке отразить эту взаимосвязь посредством ссылки на аналогичные фихтеанские мотивы, становится ясно, что основной смысл радикальной мысли об инаковости не отменяет тождество субъекта, а, напротив, позволяет найти его, отсылая его к его конститутивной, неизбежной гетерономии.

Ключевые слова
узнавание, интерсубъективность, одинаковость, субъективность, трансцендентность, конечность, свобода, Левинас, Фихте.

References

  • Bedorf, T. (2014). Appell oder Aufforderung? Intersubjektivität, Alterität und Anerkennung bei Fichte, Husserl und Levinas. In T. S. Hoffmann (Ed.), Das Recht als Form der „Gemeinschaft freier Wesen als solcher“. Fichtes Rechtsphilosophie in ihren aktuellen Bezügen (87-100). Germany: Duncker & Humblot.
  • Derrida, J. (2003). Violence et métaphysique. In L’écriture et la différence (117-228). Paris: Éd. du Seuil.
  • Ferretti, G. (1996). La filosofia di Levinas. Alterità e trascendenza. Torino: Rosenberg & Sellier.
  • Fichte, J. G. (1961). Erste und zweite Einleitung in die Wissenschaftslehre und Versuch einer neuen Darstellung der Wissenschaftslehre. Hamburg: Meiner.
  • Fichte, J. G. (1967). Grundlage des Naturrechts nach Prinzipien der Wissenschaftslehre. Hamburg: Meiner.
  • Fichte, J. G. (1969). Das System der Sittenlehre nach den Prinzipien der Wissenschaftslehre. Hamburg: Meiner.
  • Fichte, J. G. (1970). Grundlage der gesamten Wissenschaftslehre: als Handschrift für seine Zuhörer. Hamburg: Meiner.
  • Fichte, J. G. (1982). Wissenschaftslehre nova methodo. Kollegnachschrift K. Chr. Fr. Krause 1798/99. Hamburg: Meiner.
  • Hegel, G. W. F. (1978). Wissenschaft der Logik. Band 1. Hamburg: Meiner.
  • Husserl, E. (1973). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge (Hua I). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Kloc-Konkołowicz, J. (2013). Das ich und der Andere. Intersubjektivität in der Philosophie Johann Gottlieb Fichtes und in der Phänomenologie Edmund Husserls. Fichte-Studien, 37, 163-174.
  • Levinas, E. (1987). Totalität und Unendlichkeit. Versuch über die Exteriorität. Freiburg, München: Alber.
  • Levinas, E. (1989). Die Zeit und der Andere. Hamburg: Meiner.
  • Levinas, E. (1992). Jenseits des Seins oder anders als Sein geschieht. Freiburg, München: Alber.
  • Masullo, A. (2005). Lezioni sull'intersoggettività. Fichte e Husserl. Napoli: Ed. Scientifica.
  • Plato. (2005). Phaidros. Parmenides. Briefe. Darmstadt: Wiss. Buchges.
  • Radrizzani, I. (2013). Das Selbst, der Andere und die Grenze bei Fichte und Levinas. Fichte-Studien, 37, 319-332.
  • Taureck, B. H. F. (1997). Emmanuel Lévinas zur Einführung. Hamburg: Junius.
  • Trescher, S. (2018). Leiblichkeit und Gottesbeziehung. Eine Strukturanalyse ausgehend von Fichte und Levinas. Freiburg, München: Alber.