Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 621


АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ «ДЕСТРУКЦИИ» АПРИОРНОГО. ПОТЕНЦИАЛ ГУССЕРЛЕВСКОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ

Название на языке публикации: ARGUING FOR THE “DESTRUCTION” OF THE A PRIORI. THE PROMPTS FROM HUSSERLIAN PHENOMENOLOGY
Автор: СТАТИС ЛИВАДАС
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 11, №1 (2022), 114-140
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2022-11-1-114-140 PDF (Загрузок: 1595)

Аннотация
Как заявлено в названии, в этой статье приводятся аргументы против понятия априорного, а также параллельно этому против понятия сущности, против того содержания, которые они приобрели за века метафизико-идеалистической традиции. Более конкретно, я аргументирую против существования онтологического априори, которое часто наделяют метфизико-платонистскими коннотациями, «перемещая» его в субъективную сферу и тем самым редуцируя его к бытию и способам бытия трансцендентальной субъективности. Таким образом, я большей частью апеллирую к феноменологическому гуссерлианскому подходу, указывая на возможную связь с кантианскими взглядами в отношении этой проблематики, а также учитывая её интерпретацию во вторичных источниках. Поскольку, в существенной мере, я в своей позиции опираюсь на понятие конституирования, а трансцендентальная субъективность редуцируема к внутренней временности, я стремлюсь показать, что объективные препятствия, возникающие на этом пути для понятия трансцендентального априори, могут, в конечном счёте, привести к «деструкции» его традиционного онтологического смысла. Более конкретно, учитывая, что в трансцендентальной феноменологии понятие априори «проявляется» как на уровне конституирующего, так и на уровне конституируемого, я как раз планирую показать в этом контексте, что априори не способно избавиться от следов фактичности, которые привнесены самими конститутивными, субъективными процессами, что фактически подразумевает вопрос о роли конститутивных истоков временности.

Ключевые слова
конститутивное априори, конституирующая субъективность, бесконечный регресс, внутренняя временность, рефлективное эго, трансцендентальное априори, трансцендентальная субъективность.

References

  • Anthony, L. (2004). A Naturalized Approach to the A Priori. Philosophical Issues, 14, 1-17.
  • Bealer, G. (1999). A Theory of the A Priori. Philosophical Perspectives, 1, 29-55.
  • De Palma, V. (2014). Die Fakta leiten alle Eidetik. Zu Husserls Begriff des materialen Apriori. Husserl Studies, 30, 195-223.
  • Dufrenne, M. (2009). The Notion of the A Priori. Evanston: Northwestern University Press.
  • Eley, L. (1962). Die Krise des Apriori in der Transzendentalen Phänomenologie Edmund Husserls. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Heidegger, M. (1976). Von Wesen des Grundes. In F-W. von Herrmann (Ed.), Wegmarken (123-175). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Husserl, E. (1956). Erste Philosophie, Erster Teil (Hua VII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1969). Formal und Transcendental Logic (D. Cairns, Trans.). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1970). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology (D. Carr, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
  • Husserl, E. (1971). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie (Hua V). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973). Experience and Judgment (J. S. Churchill & K. Americs, Trans.). London: Routledge & Kegan P.
  • Husserl, E. (1975). Introduction to the Logical Investigations. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976a). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie (Hua III/I). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976b), Die Krisis der Europäischen Wissenschaften und die Transzendentale Phanomenologie (Hua VI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1982). Cartesian Meditations (D. Cairns, Trans.). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1983). Ideas pertaining to a pure phenomenology and to a phenomenological philosophy: First Book (F. Kersten, Trans.). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Einleitung in die Logik und Erkenntnistheorie (Hua XXIV). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1991). On the Phenomenology of the Consciousness of Internal Time (J. B. Brough, Trans.). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1996). Logik und Allgemeine Wissenschaftstheorie (Hua XXX). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2001). Die Bernauer Manuskripte über das Zeitbewußtsein (1917/18) (Hua XXXIII). Dordrecht: Kluwer Acad. Pub.
  • Husserl, E. (2006). Späte Texte über Zeitkonstitution, Die C-Manuscripte (Hua VIII). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2008). Introduction to Logic and Theory of Knowledge, Lectures 1906/07 (C. Ortiz Hill, Trans.). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2012). Zur Lehre vom Wesen und zur Methode der eidetischen Variation (Hua XLI). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2019a). First Philosophy — Lectures 1923/24 and Related Texts from the Manuscripts (1920-1925) (S. Luft & T. M. Naberhaus, Trans.). Dordrecht: Springer Nature B.V.
  • Husserl, E. (2019b). Logic and General Theory of Science (C. Ortiz Hill, Trans.). Cham: Springer Nature.
  • Hill Ortiz, C. (2009). Husserl and Phenomenology, Experience and Essence. In A-T. Tymieniecka (Ed.), Analecta Husserliana, vol. 103 (9-22). Berlin: Springer Science+Business Media B.V.
  • Hill Ortiz, C. (2013). The Strange Worlds of Actual Consciousness and the Purely Logical. The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy, XIII, 62-83.
  • Kant, I. (1998). Critique of Pure Reason (P. Guyer & A. Wood, Eds., Trans.). Cambridge: Cambridge University Press.
  • Livadas, S. (2020). Husserl’s Sachhaltigkeit and the Question of the Essence of Individuals. International Philosophical Quarterly, 60, 4 (240), 449-471.
  • Majolino, C. (2016). “Until the End of the World": Eidetic Variation and Absolute Being of Consciousness — A Reconsideration. Research in Phenomenology, 46 (2), 157-183.
  • Mohanty, N. J. (1974). ‘Life World’ and ‘A priori’ in Husserl’s Later Thought. In A-T. Tymieniecka (Ed.), The Phenomenological Realism of the Possible Worlds, Analecta Husserliana, vol. 3 (46-65). Dordrecht: Springer Science + Business Media.
  • Moran, D. (2014). What Does Heidegger Mean by the Transcendence of Dasein? International Journal of Philosophical Studies, 22 (4), 491-514.
  • Murphy, T. R. (1974). The Transcendental A Priori in Husserl and Kant. In A-T. Tymieniecka (Ed.), The Phenomenological Realism of the Possible Worlds, Analecta Husserliana, vol. 3 (66-79). Dordrecht: Springer Science + Business Media.
  • Patočka, J. (1992). Introduction à la phénomènologie de Husserl. Grenoble: Ed. Millon.
  • Romano, C. (2015). At the Heart of Reason (M. B. Smith & C. Romano, Trans.). Evanston: Northwestern Univ. Press.
  • Schroeter, L. (2006). Against A Priori Reductions. The Philosophical Quarterly, 56 (225), 562-586.
  • Smith Woodruff, D. (2004). Mind World. Essays in Phenomenology and Ontology. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Sowa, R. (2016). Eidos und A Priori: Husserls ontologische Konzeption des Apriori. Discipline Filosophiche, A. XXVI (1), 9-45.
  • Tidman, P. (1996). The Justifications of A Priori Intuitions. Philosophy and Phenomenological Research, LVI (1), 161-171.
  • Turri, J. (2011). Contingent A Priori Knoweledge. Philosophy and Phenomenological Research, LXXXIII (2), 327-344.
  • Zahavi, D. (2022). From No Ego to Pure Ego to Personal Ego. In H. Jacobs (Ed.), The Husserlian Mind (269-279). Oxon: Routledge.