Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1515


САМОВАР ДЛЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
ПИСЬМА АЛЕКСАНДРА КОЙРЕ К ХЕДВИГ КОНРАД-МАРТИУС В ПЕРИОД ДО 1933 ГОДА

Название на языке публикации: EIN SAMOVAR FÜR DIE PHÄNOMENOLOGIE
BRIEFE VON ALEXANDRE KOYRÉ AN HEDWIG CONRAD-MARTIUS AUS DER ZEIT BIS 1933
Автор: ИОАХИМ ФЕЛЬДЕС
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 10, №2 (2021), 553-576
Язык: Немецкий
Тип публикации: Комментарий
DOI : 10.21638/2226-5260-2021-10-2-553-576 PDF (Загрузок: 1728)

Аннотация
Александр Койре из Таганрога в Южной России, впоследствии преподававший во Франции и США, и Хедвиг Конрад-Мартиус из Ростока в Северной Германии, в дальнейшем преподававшая в Мюнхене, познакомились, будучи студентами Гуссерля в Геттингене. Члены геттингенского философского общества, они также принадлежали к Бергцабернскому кружку, возникшему во время первой мировой войны и названному так потому, что его участники встречались в доме Конрад-Мартиус и ее мужа Теодора Конрада в Бергцаберне, городке в южном Пфальце, рядом с границей Германии и Франции. Кружок объединяло критическое отношение к «трансцендентальному повороту» Гуссерля и приверженность идеям Адольфа Райнаха, в котором они видели «реалистического феноменолога», поскольку он придерживался весьма реалистической точки зрения на вещи и сознание. Также, что было типичным для бергцабернских феноменологов, как Койре, так и Конрад-Мартиус, посвятили много усилий рассмотрению религиозных и теологических вопросов. Так, начиная со второй половины войны, и с еще большей интенсивностью в начале 20-х годов, вдохновленные работами Райнаха по религиозной философии, Койре и Конрад-Мартиус, в частности, разделяли интерес к идее Бога и размышлениям о существовании Бога, что в дальнейшем привело к совместному исследованию, посвященному философии Рене Декарта и аналогичным исследованиям, посвященным таким теософским мыслителям, как Якоб Беме. Вместе с Жаном Херингом, Эдит Штайн и Альфредом фон Зибелем они противостояли философской и академической деятельности Мартина Хайдеггера и интенсивно ставили ее под вопрос, резко выступая — особенно после публикации «Бытия и времени» в 1927 году и 70-летнего юбилея Гуссерля в 1929 — против, как они ее называли, «атеистической философии» Хайдеггера. Несмотря на то, что переписка Койре и Конрад-Мартиус представляет собой одно из самых интригующих взаимоотношений внутри раннего феноменологического движения, до настоящего времени она рассматривалась лишь поверхностно, не говоря уже об отсутствии глубокого ее анализа. Вслед за некоторыми недавними небольшими публикациями автора на эту тему, статья освещает переписку Койре и Конрад-Мартиус начиная с периода, предшествующего первой мировой войне вплоть до лета 1933 года, в особенности девять писем и открыток, хранящихся в государственной баварской библиотеке Мюнхена. Она не только может показать личные и философские взаимоотношения Койре и Конрад-Мартиус, но, как хотелось бы надеяться, в состоянии также повысить интерес к дальнейшему исследованию этой темы, т. е. того, в какой мере верно и оправданно утверждение Койре, что феноменология не может обойтись без самовара.

Ключевые слова
Александр Койре, Хедвиг Конрад-Мартиус, ранняя феноменология, Декарт, Беме, теософия, Мартин Хайдеггер, атеизм.

References

  • Arnold, M. (2020). La RHPR, passerelle entre la théologie allemande et la théologie française. Revue d’Histoire et de Philosophie religieuses, 100, 271-306.
  • Avé-Lallemant, E. (1963). Anmerkungen des Herausgebers über Entstehungsdaten und erstes Erscheinen (H. Conrad-Martius, Hrsg.). München: Kösel.
  • Becker, O. (1932/1933). La transcendance de la vie et l’irruption de l’existence. Recherches philosophiques, 2, 112-130.
  • Belaval, Y. (1964). Les recherches philosophiques d’Alexandre Koyré. Critique, 207/208, 675-704.
  • Conrad-Martius, H. (1931/1932). Bemerkungen über Metaphysik und ihre methodische Stelle. Philosophische Hefte, 3, 101-124.
  • Conrad-Martius, H. (1932/1933). L’existence, la substantialité et l’ame. Recherches Philosophiques, 2, 148-181.
  • Conrad-Martius, H. (1933a). Heideggers „Sein und Zeit“. Deutsche Zeitschrift, 46, 246-251.
  • Conrad-Martius, H. (1933b). Hat die Pflanze eine empfindende Seele? Natur und Kultur, 30, 370-373, 403-406.
  • Conrad-Martius, H. (1963). Schriften zur Philosophie. Vol. I. München: Kösel.
  • Conrad, T. (o.J.). Gäste-Buch, begonnen beim ersten Essen im Haus am Eisbrünnelweg am 8. Dezember 1920 (BSB Ana 378 C I 5). BSB: Bayerische Staatsbibliothek, München.
  • Dupont, C. (2014). Phenomenology in French Philosophy: Early Encounters (Phaenomenologica 208). Dordrecht/Heidelberg: Springer.
  • Feldes, J. (2015). Das Phänomenologenheim. Der Bergzaberner Kreis im Kontext der frühen phänomenologischen Bewegung (Ad fontes 1). Nordhausen: Verlag Traugott Bautz GmbH.
  • Feldes, J. (2021a). „Anonyma“ und ihre geistigen Lebenspole. Zur Entwicklung von Edith Steins Christlicher Philosophie in ihren sogenannten „Speyerer Jahren“. In H. Klueting & E. Klueting (Hrsg.), Edith Steins intellektueller Weg. Phänomenologie, Christliche Philosophie und karmelitische Spiritualität (3-14). Schriften des Forschungsinstituts der Deutschen Provinz der Karmeliten, 4.
  • Feldes, J. (2021b). Auf einem schmalen Grate direkt nebeneinander. Edith Stein und Hedwig Conrad-Martius im Kontext von gelebtem Christentum und atheistischer Philosophie. Edith Stein Jahrbuch, 27, 50-72.
  • Filoni, M. (2008). Il filosofo della domenica. La vita e il pensiero di Alexandre Kojève. Torino: Bollati Boringhieri.
  • Gerl-Falkovitz, H.-B. (2005). Einführung. In Übersetzungen V. Alexandre Koyré, Descartes und die Scholastik (GA 25) (17-26). Freiburg/Basel/Wien: Herder.
  • Gerl-Falkovitz, H.-B. (2016). Wenig beachtete Einflüsse auf Edith Stein: Alexandre Koyré und John Henry Newman. In A. Speer & S. Regh (Hrsg.), „Alles Wesentliche lässt sich nicht schreiben“. Leben und Denken Edith Steins im Spiegel ihres Gesamtwerkes (40-62). Freiburg/Basel/Wien: Herder.
  • Geroulanos, S. (2011). Russian Exiles, New Scientific Movements, and Phenomenology: A History of Philosophical Immigrations in 1930s France. New German Critique, 38, 89-128.
  • Heidegger, M. (1929). Das Wesen des Grundes. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 10 (Ergänzungsband), 71-115.
  • Heidegger, M. (1931). Qu’est-ce que la métaphysique? (H. Corbin, Trans.). Bifur, 8, 1-27.
  • Heidegger, M. (1932). De la nature de la cause. Recherches philosophiques, 1, 83-124.
  • Jorland, G. (1981). La science dans la philosophie. Paris: Gallimard.
  • Jorland, G. (1994). Koyré phénoménologue? In C. Vinti (a cura di), Alexandre Koyré. L’avventura intellettuale (105-126). Napoli: Edizioni Scientifiche Italiane.
  • Koyré, A. (1926a). La littérature récente sur Jacob Boehme. Revue de l’histoire des religions, 93, 116-128.
  • Koyré, A. (1926b). Jakob Böhme. Gedenkgabe der Stadt Görlitz zu seinem 300-jährigen Todestage (Rezension). Revue de l’histoire des religions, 47, 328-332.
  • Koyré, A. (1928). Jacob Böhme: L’aurore naissante ou la racine de la philosophie, de l’astrologie et de la théologie (Rezension). Revue d’histoire de la philosophie, 2, 181-182.
  • Koyré, A. (1929a). La philosophie de Jacob Boehme. Paris: Vrin.
  • Koyré, A. (1929b). Die Gotteslehre Jakob Boehmes: ein Fragment. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 10 (Ergänzungsband), 225-281.
  • Lipps, H. (1932/1933). Les Modalités du Jugement. Recherches philosophiques, 2, 262-300.
  • Mathy, J.-P. (2006). Alexandre Koyré. In L. D. Kritzman (Ed.), The Columbia History of Twentieth-Century French Thought (556-558). New York: Columbia University Press.
  • Meyerson, É. (1933). Du cheminement de la pensée. Journal de psychologie normale et pathologique, 30, 647-655.
  • Müller, A. U., & Neyer, M.A. (1998). Edith Stein. Das Leben einer ungewöhnlichen Frau. 2. Auflage. Düsseldorf: Patmos Verlag.
  • Parker, R. (2018). The History Between Koyré and Husserl. In R. Pisano, D. Drozdova & J. Agassi (Eds.), Hypotheses and Perspectives in the History and Philosophy of Science. Homage to Alexandre Koyré 1892-1964 (243-275). Dordrecht: Springer.
  • Redondi, P. (Ed.) (1986). Alexandre Koyré: De la mystique à la science. Cours, conférences et documents 1922-1962 (Histoire des Sciences et des Techniques 2). Paris: Éd. de l’EHESS.
  • Schuhmann, K. (1987). Koyré et les phénoménologues allemands. History and Technology, 4, 149-167.
  • Schuhmann, K. (1997). Alexandre Koyré. In L. Embree (Ed.), Encyclopedia of Phenomenology (Contributions to Phenomenology 18) (391-393). Dordrecht: Springer.
  • Stein, E. (2005a). Selbstbildnis in Briefen III. Briefe an Roman Ingarden, 2. Auflage (GA 4). Freiburg/Basel/Wien: Herder.
  • Stein, E. (2005b). Übersetzungen V. Alexandre Koyré, Descartes und die Scholastik (GA 25). Freiburg/Basel/Wien: Herder.
  • Yampolskaya, A. (2018). Koyré as a Historian of Religion and the New French Phenomenology. In R. Pisano, D. Drozdova & J. Agassi (Eds.), Hypotheses and Perspectives in the History and Philosophy of Science. Homage to Alexandre Koyré 1892-1964 (453-471). Dordrecht: Springer.
  • Zambelli, P. (1999). Alexandre Koyré alla scuola di Husserl a Gottinga. Giornale critico della filosofia italiana, 78, 303-354.
  • Zambelli, P. (2007). Segreti di Gioventù. Koyré da SR a S.R.: Da Mikhailovsky a Rakovsky? Giornale critico della filosofia italiana, 3, 109-151.
  • Zambelli, P. (2016). Alexandre Koyré in incognito. Firenze: Olschki.