Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1490


МЕЖДУ РАЗУМОМ, ДУХОМ И БЫТИЕМ: КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА «ФЕНОМЕНОЛОГИИ МИСТИЦИЗМА» ГЕРДЫ ВАЛЬТЕР С ОСОБЫМ АКЦЕНТОМ НА СООТВЕТСТВИЕ ПОСТ-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМУ ПОНЯТИЮ РЕАЛЬНОСТИ

Название на языке публикации: IN-BETWEEN MIND, SPIRIT, AND BEING: A CRITICAL APPRECIATION OF GERDA WALTHER’S PHENOMENOLOGY OF MYSTICISM WITH PARTICULAR REFERENCE TO CORRESPONDENCES TO POST-MATERIALIST NOTIONS OF REALITY
Автор: ПАТРИЦИЯ ФАЙЗЕ-МАНКОП
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 10, №2 (2021), 499-533
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2021-10-2-499-533 PDF (Загрузок: 1826)

Аннотация
В своем главном труде Г.Вальтер раскрывает unio mystica в качестве мета-трансцендентальной конституции (фундаментального) духовного бытия (заключение в скобки указывает на то, что эта демонстрация может быть прочитана как в метафизической, т. е. сильной, так и в секулярной, т. е. слабой версиях). Осмысляя свою позицию через теоретическую и методологическую опору на Гуссерля, Ландамана, Штайн и Конрад-Мартиус, Вальтер предлагает своеобразный подход, который продвигает трансцендентально-идеалистическую парадигму дальше. Его решающий тезис состоит в (несовершенной) восприимчивости и доступности в опыте (фундаментального) духовного бытия (которое Вальтер называет «Богом»). Он основан на субстанциальности и онтологическом различении — пусть и интегративном — понятия conditio humana: спутанность ego-центра (как принадлежность к трансцендентальной сфере, так и мета-трансцендентальная трансгрессия), самость (принадлежность психо-физическому бытия) и душевно-духовные импликации основной сущности (принадлежность к духовному бытию) с его “метафизически-реальным средоточием” (принадлежность фундаментальному духовному бытию). За счет мистического видения (фундаментальное) духовное бытие является не только (пусть и несовершенно) воспринятым и испытанным; но, скорее, согласно Вальтер, человеческое ego-сознание также общается с Богом как духовной личностью. Впрочем, последнее не может быть подтверждено анализом, осуществленным Вальтер. Иными словами, должно быть проведено критическое — способное быть продемонстрированным феноменологически — различие философского содержания исследования Вальтер и его теологически мотивированного прочтения. Таким образом, настоящая стать может оценивать философскую значимость ее «Феноменологии мистицизма», не прибегая к ее теологическим интерпретациям. Обобщая, можно сказать, что главный труд Вальтер является существенным — если и не последовательно сокращенным — вкладом в философию разума/духа и бытия, который, кроме того, способен служить мостом между философской феноменологией и теологией. Кроме того, в слабой версии прочтения интегративное понятие разума/духа, используемое Вальтер, может служить связью с пост-материалистическими понятиями реальности.

Ключевые слова
Вальтер, раннее феноменологическое движение, мистический опыт, разум/дух, бытие, антропология, теологический поворот, пост-материализм.

References

  • Ales Bello, A. (2009). The Divine in Husserl and Other Explorations. In A.-T. Tymieniecka (Ed.), Analecta Husserliana, vol, 98. Dordrecht: Springer.
  • Alston, W. P. (1993). Perceiving God. The Epistemology of Religious Experience. Ithaca: Cornell University Press.
  • Aquinas, St. Thomas (1917a). Treatise on the Last Things (Questions 86-99) (Fathers of the English Dominican Province, Trans.). In Summa Theologiae. New York: Benziger Brothers.
  • Aquinas, St. Thomas (1917b). Treatise on the Trinity (Questions 27-43) (Fathers of the English Dominican Province, Trans.). In Summa Theologiae. New York: Benziger Brothers.
  • Atmanspacher, H. (2019). Quantum Approaches to Consciousness. The Stanford Encyclopedia of Philosophy. Retrieved from https://plato.stanford.edu/archives/win2019/entries/qt-consciousness/
  • d’Ávila, T. (2005). Wohnungen der Inneren Burg (GA 4) (U. Dobhan & E. Peeters, Hrsg., Übers.). Freiburg: Herder Verlag.
  • Beckmann, B. (2003). Phänomenologie des religiösen Erlebnisses. Religionsphilosophische Überlegungen im Anschluss an Adolf Reinach und Edith Stein. Würzburg: Königshausen und Neumann.
  • Beckmann-Zöller, B., & Gerl-Falkovitz, H. (Hrsg.) (2014). Edith Stein. Themen, Kontexte, Materialien. Dresden: Text & Dialog.
  • Buber, M. (1909). Ekstatische Konfessionen. Jena: Eugen Diederichs Verlag.
  • Calcagno, A. (Ed.) (2018). Gerda Walther’s Phenomenology of Sociality, Psychology, and Religion. Cham: Springer.
  • Conrad-Martius, H. (1916). Zur Ontologie und Erscheinungslehre der realen Aussenwelt. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 3, 345-542.
  • Conrad-Martius, H. (1921). Metaphysische Gespräche. Halle: Niemeyer.
  • Conrad-Martius, H. (1923). Realontologie. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 6, 139-333.
  • Conrad-Martius, H. (1957). Das Sein. München: Kösel.
  • Conrad-Martius, H. (1965). Schriften zur Philosophie, Bd. 3. München: Kösel.
  • Descartes, R. (1976). Meditationes de prima philosophia / Medidationen über die Erste Philosophie. Stuttgart: Reclam.
  • Dupré, L. (1968-1969). Husserl’s Thought on God and Faith. Philosophy and Phenomenological Research, 29, 201-215.
  • Feise-Mahnkopp, P. (2020). Transliminality: Comparing Mystical and Psychotic Experiences on Psycho-Phenomenological Grounds. Open Theology, 6, 720-738.
  • Grof, S. (2008). Brief History of Transpersonal Psychology. International Journal of Transpersonal Studies, 27, 46-54.
  • Gschwendner, C. M. (2018). Körper, Leib, Gemüt, Seele, Geist: Conceptions of the Self in Early Phenomenology. In A. Calcagno (Ed.), Gerda Walther’s Phenomenology of Sociality, Psychology, and Religion (85-99). Cham: Springer
  • Habermas, J. (2007). Ein Bewußtsein von dem, was fehlt. Über Glauben und Wissen und den Defätismus der modernen Vernunft. In K. Wenzel (Hrsg.), Die Religionen und die Vernunft. Die Debatte um die Regensburger Vorlesung des Papstes (47-56). Freiburg: Herder.
  • Hart, J. G. (2020). Hedwig Conrad-Martius’ Ontological Phenomenology (R. K. B. Parker, Ed.). Cham: Springer.
  • Hefti, R. (2010). Spiritualität — die vierte Dimension oder der vergessene Faktor im biopsychosozialen Modell. Primary Care, 10, 259-260.
  • Henry, M. (1963). L’essence de la manifestations. Paris: P.U.F.
  • Husserl, E. (1952). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch. Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution (M. Biemel, Ed.) (Hua 4). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (1968). Briefe an Roman Ingarden. Mit Erläuterungen und Erinnerungen an Husserl (R. Ingarden, Hrsg.). Den Haag: Nijhoff.
  • Husserl, E. (2003). Transzendentaler Idealismus: Texte aus dem Nachlass (1908-1921) (R. Rollinger, Hrsg.) (Hua 36). Dordrecht: Kluwer Academic.
  • Husserl, E. (2009). Logische Untersuchungen (Hua 18, 19/1-2). Hamburg: Felix Meiner.
  • Husserl, E. (2014). Ideas 1. Ideas for a Pure Phenomenology and Phenomenological Philosophy (D. O. Dahlstrom, Trans.) (Hua 3/1-2). Indianapolis: Hackett Publishing.
  • Janicaud, D. (2014). Die theologische Wende der französischen Phänomenologie (von M. Gutjahr, Hrsg., Übers.). Wien, Berlin: Turia + Kant.
  • Johnson, E. A. (2017). Quest for the Living God. Mapping Frontiers in the Theology of God. New York: Continuum.
  • Khoury, B., Sharma, M., Rush, S. E., & Fournier, C. (2015). Mindfulness-based stress reduction for healthy individuals: A meta-analysis. Journal of Psychosomatic Research, 78, 519-528.
  • Knapp, M. (2006). Verantwortetes Christsein heute. Theologie zwischen Metaphysik u. Postmoderne. Freiburg: Herder.
  • Kühn, R. (2003). Geburt in Gott. Religion, Metaphysik, Mystik und Phänomenologie. Freiburg / München: Karl Alber.
  • Landmann, E. (1923). Die Transzendenz des Erkennens. Berlin: Georg Bondi.
  • Marion, J.-L. (1989). Réduction et donation. Récherches sur Husserl, Heidegger et la phénoménologie. Paris: P.U.F.
  • Marsden, P. (1998). Memetics & Social Contagion: Two Sides of the Same Coin? The Journal of Memetics: Evolutionary Models of Information Transmission, 2 (1), 68-86.
  • Merleau-Ponty, M. (2014). Das Sichtbare und das Unsichtbare. Gefolgt von Arbeitsnotizen. München: Fink.
  • Miron, R. (2014). “The Gate of Reality” — Hedwig Conrad-Martius’s Idea of Reality in “Realontologie.” Phänomenologische Forschungen, 1, 59-82.
  • Oehler, K. (1985). Lehre vom Noetischen und Dianoetischen Denken bei Platon und Aristoteles. Ein Beitrag zur Erforschung der Geschichte des Bewußtseinsproblems in der Antike. Hamburg: Felix Meiner.
  • Otto, R. (1924). Das Heilige: Über das Irrationale in der Idee des Göttlichen und sein Verhältnis zum Rationalen. Stuttgart: Friedrich Andreas Perthes.
  • Parker, R. K. B. (2018a). Gerda Walther (1897-1977): A Sketch of Life. In A. Calcagno (Ed.), Gerda Walther’s Phenomenology of Sociality, Psychology, and Religion (3-11). Cham: Springer.
  • Parker, R. K. B. (2018b). Phenomenology of Mysticism, Introduction and Chapter One. In A. Calcagno (Ed.), Gerda Walther’s Phenomenology of Sociality, Psychology, and Religion (115-135). Cham: Springer.
  • Pfänder, A. (1913). Psychologie der Gesinnungen. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 1, 325-404.
  • Pfänder, A. (1916). Psychologie der Gesinnungen. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 2, 1-125.
  • Pfänder, A. (1933). Die Seele des Menschen. Versuch einer verstehenden Psychologie. Halle: Max Niemeyer.
  • Pfänder, A. (1948). Philosophie der Lebensziele. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.
  • Plato. (1985). Das Trinkgelage. Über den Eros (U. Schmidt-Berger, Trans.). Frankfurt am Main: Insel Verlag.
  • Plato. (2012). Der Staat (Politeia) (K. Vretska, Trans., Ed.). Stuttgart: Reclam.
  • Przywara, E. (1927). Religionsphilosophie katholischer Theologie. München: Oldenbourg.
  • Przywara, E. (1932). Analogia Entis. Metaphysik. Bd. 1. München: Kösel / Pustet.
  • Rivas, T., Dirven, A., & Smith, R. H. (2016). The Self Does Not Die. Verified Paranormal Phenomena from Near-Death-Experiences. Durham: International Association of Near Death Studies.
  • Şar, V. (2014). The Many Faces of Dissociation: Opportunities for Innovative Research in Psychiatry. Clinical Psychopharmacology and Neuroscience, 12 (3), 171-179.
  • Spinoza, B. de (2006a). Kurze Abhandlung von Gott, dem Menschen und dessen Glück. In W. Bartuschat (Ed.), Werke in drei Bänden, Bd. 1 (17-53). Hamburg: Felix Meiner.
  • Spinoza, B. de (2006b). Ethik in geometrischer Ordnung dargestellt. In W. Bartuschat (Ed.), Werke in drei Bänden, Bd. 1 (3-266). Hamburg: Felix Meiner.
  • Stein, E. (1917). Zum Problem der Einfühlung. Halle: Max Niemeyer.
  • Stein, E. (2003). Kreuzeswissenschaft. Studie über Johannes vom Kreuz (GA 18). Freiburg: Herder.
  • Stein, E. (2004). Einführung in die Philosophie (GA 8). Freiburg: Herder.
  • Stein, E. (2005). Potenz und Akt: Studien zu einer Philosophie des Seins (GA 10). Freiburg: Herder.
  • Stein, E. (2007). Endliches und ewiges Sein (GA 11/12). Freiburg: Herder.
  • Storm, L., Sherwood, S., Roe, C., Tressoldi, P. E., Rock, A., & Di Risio, L. (2017). On the Correspondence Between Dream Content and Target Material Under Laboratory Conditions: 1966-2016. International Journal of Dream Research, 10 (2), 120-149.
  • Storm, L., Tressoldi, P. E., & Di Risio, L. (2010). Meta-Analysis of Free-Response Studies, 1992-2008: Assessing the Noise Reduction Model in Parapsychology. Psychological Bulletin, 136, 471-485.
  • Ströker, E. (1995). Die Phänomenologin Edith Stein. Edith Stein Jahrbuch, 1, 15-35.
  • Ströker, E. (2009). Husserls Konzept einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. In E. Husserl, Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie (Hua 3/1-2) (XV-XXXV). Felix Meiner: Hamburg.
  • van Lommel, P. (2013). Non-Local Consciousness: A Concept Based on Scientific Research on Near-Death-Experiences During Cardiac Arrest. Journal of Consciousness Studies, 20, 1-2.
  • Walach, H. (2019). Science Beyond a Materialistic World View. Towards a Post-Materialistic Science. London: The Scientific and Medical Network.
  • Walther, G. (1923a). Ein Beitrag zur Ontologie der sozialen Gemeinschaften (mit einem Anhang zur Phänomenologie der sozialen Gemeinschaft. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 6, 1-158.
  • Walther, G. (1923b). Ausführliches Sachregister zu Edmund Husserls “Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie,” Bd. 1. Halle: Max Niemeyer.
  • Walther, G. (1923c). Phänomenologie der Mystik. Olten: Walter Verlag.
  • Walther, G. (1927). Zur innenpsychischen Struktur der Schizophrenie. Zeitschrift für die gesamte Neurologie und Psychiatrie, 108, 56-85.
  • Walther, G. (1955a). Die Bedeutung der phänomenologischen Methode Edmund Husserls für die Parapsychologie. Teil 1 und 2. Psychophysikalische Zeitschrift, 1 (2), 22-29.
  • Walther, G. (1955b). Die Bedeutung der phänomenologischen Methode Edmund Husserls für die Parapsychologie. Schluss. Psychophysikalische Zeitschrift, 1 (3), 37-40.
  • Walther, G. (1960). Zum anderen Ufer: Vom Marxismus und Atheismus zum Christentum. Remagen: Otto Reichl.
  • Walther, G. (1976). Phänomenologie der Mystik. Olten: Walter Verlag.
  • Wallace, A., & Shapiro, S. L. (2006). Mental Balance and Well-Being: Building Bridges Between Buddhism and Western Psychology. American Psychologist, 61, 7, 690-701.
  • Welte, B. (1965). Zur Lage der Fundamentaltheologie heute. In B. Welte (Hrsg.), Auf den Spuren des Ewigen (297-314). Freiburg: Herder Verlag.
  • Yager, E. K. (2001). Subliminal Therapy. Using the Mind to Heal. Bethel: Crown House Publishing.
  • Zahavi, D. (2017). Husserl’s Legacy. Phenomenology, Metaphysics, and Transcendental Philosophy. Oxford: University Press.