Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1490


ПРОБЛЕМА ICHSPALTUNG ИЛИ РАСЩЕПЛЕНИЯ Я ДЛЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЭДИТ ШТАЙН И ГЕРДЫ ВАЛЬТЕР

Название на языке публикации: THE CHALLENGES OF I-SPLITTING OR ICHSPALTUNG FOR THE PHENOMENOLOGY OF EDITH STEIN AND GERDA WALTHER
Автор: АНТОНИО КАЛКАНЬО
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 10, №2 (2021),&nbsp484-498
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2021-10-2-484-498 PDF (Загрузок: 1669)

Аннотация
Феномен расщепления Я или Ichspaltung ставит перед феноменологией множество задач. Например, можно задаться вопросом о том, как единое и неизменное Я может осуществлять разные акты, сохраняя при этом незаинтересованность, автономию и самотождественность. Более того, из-за способности Я переходить от естественной установки к феноменологической, феноменологи гуссерлевского толка отстаивают чистоту трансцендентального Я, чтобы понять смысл того, что есть жизнь. Как Я может переходить из одной установки в другую, не будучи обусловленным или зависимым от актов и содержания, свойственных Я в обеих установках? Возникает вопрос, как травма или сильные эмоциональные переживания могут влиять на трансцендентальное или феноменологическое Я, — и могут ли в принципе. Прочтение Эдит Штайн и Герды Вальтер, предложенное в этой статье, основывается на том, что они углубляют проблему расщепления Я через введение его формы. Последняя определяется не только осуществлением различных актов сознания, как, например, переход от естественной установки к феноменологической. Штайн и Вальтер, скорее, описывают проживаемый опыт, в котором само фундаментальное единство личности или личностного Я отрицается или ставится под вопрос через привлечение форм социальности и интерсубъективности, достигнутых в сообществе, телепатии и разрывов в конститутивном единстве личностей из-за отсутствия духовности. Я утверждаю, что эти феномены представляют серьезную проблему не только для единства индивидуального опыта, но и для тезиса феноменологии о том, что чистое и абсолютное эго обладает способностью философски и научно постигать объективный смысл своих исследований.

Ключевые слова
расщепление Я, Ichspaltung, единство сознания, фрагментация Я, идентичность, личность и индивидуальность, бездуховность.

References

  • Bernet, R. (2002). Unconscious Consciousness in Husserl and Freud. Phenomenology and the Cognitive Sciences, 1, 327–351.
  • Bokanowski, T., & Lewkowicz, S. (Eds.) (2009). On Freud’s “Splitting of the Ego in the Process of Defence.” London: Karnac.
  • Caminada, E. (2014). Joining the Background: Habitual Sentiments Behind We-Intentionality. In A. Konzelmann Ziv & H. B. Schmid (Eds.), Institutions, Emotions, and Group Agents: Contributions to Social Ontology (195–212). Dordrecht: Springer.
  • Cavallaro, M. (2017). The Phenomenon of Ego-Splitting in Husserl’s Phenomenology of Pure Phantasy. Journal of the British Society for Phenomenology, 48 (2), 162–177.
  • Cavallaro, M. (2019). Ego-Splitting and the Transcendental Subject: Kant’s Original Insight and Husserl’s Reappraisal. In I. Apostolescu (Ed.), The Subject(s) of Phenomenology (Contributions to Phenomenology, vol. 108) (107–133). Dordrecht: Springer.
  • Durt, C. (2020). The Embodied Self and the Paradox of Subjectivity. Husserl Studies, 36, 69–85.
  • Esposito, R. (2018). Termini della politica, vol. 1. Milan: Mimesis.
  • Farges, J. (2015). Réflexivité et scission originaire du sujet chez Husserl. Discipline filosofiche, XXV (2), 93–112.
  • Husserl, E. (1982). Cartesian Meditations (D. Cairns, Trans.). Den Haag: Nijhoff.
  • Lohmar, D. (2012). Ego and Arch-Ego in Husserlian Phenomenology. In R. Breeur & U. Melle (Eds.), Life, Subjectivity and Art: Essays in Honor of Rudolf Bernet (Phaenomenologica, vol. 201) (277–302). Dordrecht: Springer.
  • Mignolo, W. (2011). The Darker Side of Western Modernity. Durham, NC: Duke University Press.
  • Pellegrino, M. P. (2018). Gerda Walther: Searching for the Sense of Things, Following the Traces of Lived Experiences. In A. Calcagno (Ed.), Gerda Walther’s Phenomenology of Sociality, Psychology, and Religion (11-24). Dordrecht: Kluwer.
  • Pfänder, A. (1967). Phenomenology of Willing and Motivation (H. Spiegelberg, Trans.). Evanston, IL: Northwestern University Press.
  • Schmid, H. B. (2012). Wir-Intentionalität: Kritik des ontologischen Individualismus und Rekonstruktion der Gemeinschaft. Freiburg-im-Breisgau: Karl Alber Verlag.
  • Stein, E. (1989). On the Problem of Empathy (W. Stein, Trans.). Washington, D.C.: ICS Publications.
  • Stein, E. (2000). Philosophy of Psychology and the Humanities (M. C. Baseheart & M. Sawicki, Trans.). Washington, D.C.: ICS Publications.
  • Stein, E. (2002). Finite and Eternal Being: An Attempt at an Ascent to the Meaning of Being (K. Reinhardt, Trans.). Washington, D.C.: ICS Publications.
  • Stein, E. (2004). Der Aufbau der menschlichen Person (B. Beckman-Zöller, Hrsg.). Freiburg-im-Breisgau: Herder.
  • Stein, E. (2009). Potency and Act (W. Redmond, Trans.). Washington, D.C.: ICS Publications. Kindle Edition.
  • Walther, G. (1923). Ein Beitrag zur Ontologie der sozialen Gemeinschaften. In E. Husserl, M. Scheler & M. Geiger (Hrsg.), Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, Bd. 6 (1–158). Halle: Max Niemeyer.
  • Walther, G. (1955). Phänomenologie der Mystik. Freiburg-im-Breisgau: Walter Verlag.
  • Wynter, S. (2003). Unsettling the Coloniality of Being/Power/Truth/Freedom: Towards the Human, After Man, Its Overrepresentation—An Argument. The New Centennial Review, 3 (3), 257–337.