Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1505


ДВА ЭТАПА В РАЗВИТИИ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ХЕДВИГ КОНРАД-МАРТИУС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ И ЖИВОГО СУЩЕГО

Название на языке публикации: ZWEI PHASEN IN DER ENTWICKLUNG DER UNTERSUCHUNG HEDWIG CONRAD-MARTIUS‘ ZUM SEIN DES MENSCHEN UND DER LEBEWESEN
Автор: СИМОНА БЕРТОЛИНИ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 10, №2 (2021), 398-424
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2021-10-2-398-424 PDF (Загрузок: 1548)

Аннотация
Интерес к онтологическому строению живого бытия (с частым обращением к человеческому бытию) полностью определяет развитие философии Хедвиг Конрад-Мартиус. В ряде работ, которые были написаны философом за все время, речь одновременно идет и о феноменологической дескрипции, и об онтологическом основании различия между растениями, животными и людьми. В частности, онтологическая структура человеческого бытия рассматривается в качестве многоуровневой структуры, подразумевающей онтологические структуры растений и животных. Она, тем не менее, превосходит их в более сложном духовном единстве, от которого зависят человеческая свобода и знание. Эта проблематика играет существенную роль в наследии Конрад-Мартиус. Несмотря на это, использованный философом подход и теоретические результаты её феноменологически-онтологического исследования не остались неизменными. Так, например, на протяжении десятилетий изменялась как онтологическая структура, лежащая в основе феноменальных различий, так и метафизические основания этой структуры. В настоящей статье предлагается разделить два этапа: каждому из них свойственны разные онтологические категории, через которые развивается антропология и биологическая онтология Конрад-Мартиус. На первом этапе в 1920-е годы (а именно — в работе «Метафизические диалоги») основополагающие различия между растениями, животными и людьми объяснялись через привлечение витального истока, предшествующего конституированию реальности. Для его описания Конрад-Мартиус использует такие понятия, как «бездна» и «подземное царство». На втором этапе, проявившемся в некоторых работах, опубликованных в 40-е и 50-е годы, привлечение подобного измерения исчезает. Эйдетическая вариация в пределах живого мира, включая человеческое своеобразие, прослеживается только до конечного обоснования сущностей в природных существах.

Ключевые слова
человеческая природа, дух, душа, живое бытие, существо, онтология, метафизика.

References

  • Ales Bello, A. (1993). Edith Stein und Hedwig Conrad-Martius: eine menschliche und intellektuelle Begegnung. Phänomenologische Forschungen (Studien zur Philosophie von Edith Stein: Internationales Edith-Stein-Symposion Eichstätt 1991), 26-27, 256-284.
  • Ales Bello, A. (2003). L’universo nella coscienza. Introduzione alla fenomenologia di Edmund Husserl, Edith Stein, Hedwig Conrad-Martius. Pisa: ETS.
  • Ales Bello, A. (2008). The Human Being in the Context of Nature: Philosophical Anthropology and Natural Sciences in Hedwig Conrad-Martius. Axiomathes, 18 (4), 425-443.
  • Ales Bello, A. (2012). What is Life? The Contributions of Hedwig Conrad-Martius and Edith Stein. Symposium, 16 (2), 22-33.
  • Avé-Lallemant, E. (1958). Psychologisch-ontologische Perspektiven. Philosophisches Jahrbuch, 66, 166-176.
  • Avé-Lallemant, E. (1959). Der kategoriale Ort des Seelischen in der Naturwirklichkeit. Eine Untersuchung auf der Grundlage der realontologischen Arbeiten von Hedwig Conrad-Martius (Dissertation). Ludwig-Maximillians-Universität, München.
  • Avé-Lallemant, E. (1975). Die Antithese Freiburg-München in der Geschichte der Phänomenologie. In H. Kuhn, E. Avé-Lallemant & R. Gladiator (Hrsg.), Die Münchener Phänomenologie. Vorträge des Internationalen Kongresses in München 13.–18. April 1971 (19-38). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Avé-Lallemant, E. (1988). Die phänomenologische Bewegung. Ursprung, Anfänge und Ausblick. In H. R. Sepp (Hrsg.), Edmund Husserl und die phänomenologische Bewegung. Zeugnisse in Text und Bild (61-76). Freiburg im Breisgau: Alber.
  • Avé-Lallemant, E. (2003). Edith Stein und Hedwig Conrad-Martius. Begegnung in Leben und Werk. In B. Beckmann & H.-B. Gerl-Falkovitz (Hrsg.), E. Stein Themen-Bezüge-Dokumente (55-77). Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Alfieri, F. (2008). Hedwig Conrad-Martius: A Philosophical Heredity, Illustrated by E. Avé-Lallemant (Interview). Axiomathes, 18 (4), 515-531.
  • Böhme, J. (1992). Aurora oder Morgenröte im Aufgang. Frankfurt am Main: Insel.
  • Caruso, G (2020). Der irdische Kosmos im Denken von Hedwig Conrad-Martius. Materialismus, Realismus und Phänomenologie. In H. R. Sepp (Hrsg.), Natur und Kosmos. Entwürfe der frühen Phänomenologie (179-195). Nordhausen: Verlag Traugott Bautz GmbH.
  • Conrad-Martius, H. (1921). Metaphysische Gespräche. Halle: Niemeyer.
  • Conrad-Martius, H. (1923). Realontologie. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 6, 159-333.
  • Conrad-Martius, H. (1932/1963a). Bemerkungen über Metaphysik und ihre methodische Stelle. In Schriften zur Philosophie. Erster Band (49-88). München: Kösel-Verlag.
  • Conrad-Martius, H. (1932/1963b). Dasein, Substanzialität, Seele. In Schriften zur Philosophie. Erster Band (194-227). München: Kösel-Verlag.
  • Conrad-Martius, H. (1934). Die „Seele“ der Pflanze. Biologisch-ontologische Betrachtungen. Breslau: Frankes.
  • Conrad-Martius, H. (1938). Ursprung und Aufbau des lebendigen Kosmos. Salzburg-Leipzig: Otto Müller Verlag.
  • Conrad-Martius, H. (1949a). Bios und Psyche. Zwei Vortragsfolgen. Hamburg: Claassen & Goverts.
  • Conrad-Martius, H. (1949b). Naturwissenschaftlich-metaphysische Perspektiven. Heidelberg: F. H. Kerle Verlag.
  • Conrad-Martius, H. (1949/1965). Seele und Leib. In Schriften zur Philosophie. Dritter Band (107-124). München: Kösel-Verlag.
  • Conrad-Martius, H. (1954/1964). Zum Wesensunterschied zwischen Lebendigem und Unlebendigem. Aus einem Seminar über „Grundkategorien des Lebendigen“. In Schriften zur Philosophie. Zweiter Band (174-179). München: Kösel-Verlag.
  • Conrad-Martius, H. (1957). Das Sein. München: Kösel-Verlag.
  • Conrad-Martius, H. (1958/1965). Die menschliche Seele. In Schriften zur Philosophie. Dritter Band (125-143). München: Kösel-Verlag.
  • Conrad-Martius, H. (1960). Die Geistseele des Menschen. München: Kösel-Verlag.
  • Conrad-Martius, H. (1961). Der Selbstaufbau der Natur. München: Kösel-Verlag.
  • D’Ambra, M. (2008). Spirit and Soul in Hedwig Conrad-Martius’s Metaphysical Dialogues: From Nature to the Human Being. Axiomathes, 18 (4), 491-502.
  • Feldes, J. (2015). Das Phänomenologenheim: Der Bergzaberner Kreis im Kontext der frühen phänomenologischen Bewegung. Nordhausen: Verlag Traugott Bautz GmbH.
  • Gehlen, A. (2016). Der Mensch: seine Natur und seine Stellung in der Welt. Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Ghigi, N. (2008). The Real-Constitution in Hedwig Conrad-Martius’ “Realontologie.” Axiomathes, 18 (4), 461-473.
  • Hart, J. G. (2020). Hedwig Conrad-Martius’ Ontological Phenomenology (R. Parker, Ed.). Cham: Springer.
  • Hartmann, N. (1933). Das Problem des geistigen Seins. Untersuchungen zur Grundlegung der Geschichtsphilosophie und der Geisteswissenschaften. Berlin: Walter de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1949). Neue Wege der Ontologie. Stuttgart: Kohlhammer.
  • Heidegger, M. (2004). Die Grundbegriffe der Metaphysik. Welt — Endlichkeit — Einsamkeit. In Martin Heidegger Gesamtausgabe (29-30). Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Lenk, K. (1958). Die Mikrokosmos-Vorstellung in der philosophischen Anthropologie Max Schelers. Zeitschrift für philosophische Forschung, 12, 408-415.
  • Miron, R. (2014). The Gate of Reality. Hedwig Conrad-Martius’ Idea of Reality in “Realontologie.” Phänomenologische Forschungen, 59-82.
  • Miron, R. (2015). The Vocabulary of Reality. Human Studies, 38 (3), 331-347.
  • Miron, R. (2018). Essence, Abyss, and Self — Hedwig Conrad-Martius on the Non-spatial Dimensions of Being. In S. Luft & R. Hagengruber (Eds.), Women Phenomenologists on Social Ontology (147-167). Cham: Springer.
  • Miron, R. (2021). Hedwig Conrad-Martius. The Phenomenological Gateway to Reality. Cham: Springer.
  • Pfeiffer, A. E. (2005). Hedwig Conrad-Martius. Eine phänomenologische Sicht auf Natur und Welt. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Scheler, M. (1976). Die Stellung des Menschen im Kosmos. In Gesammelte Werke IX (7-71). Bern-München: Francke.
  • Sepp, H. R. (2020). Conrad-Martius über Realität. In H. R. Sepp (Hrsg.), Natur und Kosmos. Entwürfe der frühen Phänomenologie (156-169). Nordhausen: Verlag Traugott Bautz GmbH.
  • Spiegelberg, H. (1982). The Phenomenological Movement. A Historical Introduction (K. Schuhmann, Ed.). The Hague: Nijhoff.
  • Stein, E. (1960). Briefe an Hedwig Conrad-Martius. München: Kösel-Verlag.
  • Stein, E. (2004). Der Aufbau der menschlichen Person. Vorlesung zur philosophischen Anthropologie (GA 14). Freiburg im Breisgau: Herder.
  • Stein, E. (2005). Potenz und Akt. Studien zu einer Philosophie des Seins (GA 10). Freiburg im Breisgau: Herder.
  • Stein, E. (2014). Husserls Phänomenologie und die Philosophie des heiligen Thomas von Aquino. In „Freiheit und Gnade“ und weitere Beiträge zu Phänomenologie und Ontologie (1917-1937) (GA 9) (119-142). Freiburg im Breisgau: Herder.
  • Tricarico, C. F. (2017). Die menschliche Seele in der Sicht Edith Steins. Ein Vergleich mit Hedwig Conrad-Martius‘ Begriff der Seele. In H.-B. Gerl-Falkovitz & M. Lebech (Hrsg.), Edith Steins Herausforderung heutiger Anthropologie. Akten der Internationalen Konferenz, 23.-25. Oktober 2015, in Wien und Heiligenkreuz (174-187). Heiligenkreuz: Be&Be-Verlag.