Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1513


НОРМЫ КАК МЕДИУМ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ВОСПРИЯТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Название на языке публикации: NORMS AS A MEDIUM: PHENOMENOLOGICAL APPROACH IN ANALYSING THE PERCEPTION OF SOCIAL MEDIA
Автор: ГИРТС ЯНКОВСКИС
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 10, №1 (2021), 96-107
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2021-10-1-96-107 PDF (Загрузок: 1706)

Аннотация
Понятие нормы в философских текстах представляет собой двоякий феномен. С одной стороны, нормы можно рассматривать как определённый способ восприятия, с другой стороны, сами нормы оказываются предметом размышления. С феноменологической точки зрения нормы определяют потенциальное явление объекта восприятия. Цель этой статьи — подчеркнуть роль норм как медиума, и сделать это исходя из феноменологической перспективы. Для этого статья отвечает на три вопроса: во-первых, на вопрос о применении феноменологии (а точнее интерпретативного феноменологического анализа (ИФА)) при анализе восприятия социальных сетей; во-вторых, на вопрос о различении субъективного опыта и проживаемого опыта. Важно учитывать это сущностное различение, чтобы понимать, какие формы описания стоит ждать от исследования такого типа. В-третьих, рассматриваются отношения между нормой и нормальностью и их презентация в социальных сетях. В этом контексте норма проявляет себя как медиум. Статья опирается на исследовательский проект «Философский анализ восприятия информации в социальных сетях». В статье нормы как медиум обсуждаются с особенным вниманием к теоретической оценке метода. Этот медиум складывается при встрече с повседневным опытом как многоуровневый феномен, включающий в себя различные противоречия, и при попытке понять их стоит обращать внимание на проблему образования мысли. Нормы как медиум понимаются в сопоставлении с языком. Язык затемняется своим присутствием, а в ситуации исследования он растворяется в абстракции слова «язык». Нормы, с одной стороны, представлены как предмет рефлексии, но в то же время формы и границы представлений рефлексии определяются самими нормами. Нормы подобны медиуму, экрану, сквозь который воспринимается происходящее.

Ключевые слова
Гуссерль, Хайдеггер, проживаемый опыт, субъективный опыт, нормы, нормальность, восприятие, медиум.

References

  • Heidegger, M. (2001). Sein und Zeit. Frankfurt a. M.: Niemeyer.
  • Heidegger, M. (1977). Holzwege (GA 5). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
  • Husserl, E. (1950). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Jankovskis, Ģ., & Jankovska, M. (2016). Being There and Together. Media Habits of Teens in Latvia. Riga: Creative Media Baltic.
  • Drummond, J., Hendry, C., McLafferty, E., & Pringle, J. (2011). Interpretative Phenomenological Analysis: A Discussion and Critique. Nurse Researcher, 18 (3), 20-24.
  • Flower, P., Larkin, M., & Smith, J. A. (2009). Interpretative Phenomenological Analysis: Theory, Method and Research. USA: Sage Publishing.
  • Tuffour, I. (2017). A Critical Overview of Interpretative Phenomenological Analysis: A Contemporary Qualitative Research Approach. Journal of Healthcare Communications, 2 (4:52), 1-5. doi: 10.4172/2472-1654.100093
  • Wehrle, M. (2010). Die Normativität der Erfahrung — Überlegungen zur Beziehung von Normalität und Aufmerksamkeit bei E. Husserl. Husserl Studies, 26, 167–187. doi:10.1007/s10743-010-9075-5