Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1517


О КОНЦЕПЦИИ ОНТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОМАНА ИНГАРДЕНА: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ОНТОЛОГИИ?

Название на языке публикации: ZUR ROMAN INGARDENS AUFFASSUNG DER ONTISCHEN FUNDAMENTE DER VERANTWORTUNG: DIE VERANTWORTUNG ALS FUNDAMENT DER ONTOLOGIE?
Автор: ТОМАС СОДЕЙКА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 9, №2 (2020), 601-618
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
10.21638/2226-5260-2020-9-2-601-618 PDF (Загрузок: 2131)

Аннотация
Польский феноменолог Роман Ингарден приобрел известность в первую очередь благодаря своим исследованиям по эстетике. Однако он сам основной сферой своих философских интересов считал онтологию. Уже в начале своей научной карьеры Ингарден осознал, что не может согласиться со своим учителем Эдмундом Гуссерлем, который рассматривал феноменологию как трансцендентальную философию. С точки зрения Ингардена, ошибочность такого подхода состоит в том, что он ведет к метафизическому идеализму и лишает возможности схватить разницу между предметами, существующими реально, и интенциональными предметами, т. е. предметами, порождаемыми чистым сознанием. В своем основном труде «Спор о существовании мира» Ингарден пытался выявить различия между онтологическими структурами реальных и интенциональных предметов, надеясь таким образом отстоять правомерность реалистической точки зрения и доказать, что реальный мир не является порождением чистого сознания, а существует вне зависимости от него. Все же результат, достигнутый при помощи проведенного в этой работе экзистенциально- и формально-онтологического анализа априорных структур различных предметов, оказался недостаточным для того, чтобы опровергнуть трансцендентальный идеализм Гуссерля. В статье основное внимание уделено последней прижизненной публикации Ингардена — его книге «Об ответственности. Ее онтические основания» (Über die Verantwortung. Ihre ontischen Fundamente), вышедшей в 1970 году. Поскольку эта работа Ингардена посвящена исследованию феномена ответственности, то может показаться, что здесь мы имеем дело в первую очередь с исследованием по этике. В статье предпринимается попытка показать, что книгу можно читать как онтологическое исследование, продолжающее «спор о существовании мира», т. е. как попытку доказать реальность мира, которая однако основана уже не на анализе априорных структур различных предметов, а на непосредственном опыте ответственности.

Ключевые слова
Роман Ингарден, ответственность, феноменология, онтология, ответственность

References

  • Apel, K.-O.(1988). Diskurs und Verantwortung. Frankfurt a.M. : Suhrkamp.
  • Augustinus. (2005). Bekenntnisse. Confessiones. Berlin: De Gruyter.
  • Bertolini, S.(2019). Roman Ingarden: Phenomenology, Responsibility and the Ontological Foundations of Morality. Miscellanea Anthropologica et Sociologica, 20(1), 82–97.
  • Gołaszewska, M.(1976). Roman Ingarden’s Moral Philosophy. In A.-T.Tymieniecka (Ed.), Analecta Husserliana, Vol. 4: Ingardeniana. A Spectrum of Specialised Studies Establishing the Field of Research (73–103). Dordrecht: Springer.
  • Hartmann, N.(1962). Ethik. Berlin: De Gruyter.
  • Hildebrand, D. v. (1973). Gesammelte Werke, Bd. II: Ethik. Regensburg: Hamel. Stuttgart: Kohlhammer.
  • Hume, D.(1904). Über den Verstand. In deutscher Bearbeitung mit Anmerkungen und einem Sachregister herausgegeben von Theodor Lipps. Zweite, durchgesehene Auflage. Hamburg und Leipzig: Leopold Voss.
  • Husserl, E.(1987). Aufsatze und Vortrage (1911-1921) (Hua XXV). Dordrecht, Boston, Lancaster: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E.(1994). Briefwechsel. Teil III.Die Göttinger Schule (Hua III). Dordrecht/Boston/London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E.(1995). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch. Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie (Hua III/1). Dordrecht/Boston/London: Kluwer Academic Publishers.
  • Ingarden, R.(1922). Intuition und Intellekt bei Henri Bergson. Jahrbuch für Philosohie und phänomenologische Forschung, 5, 285–461.
  • Ingarden, R.(1964). Der Streit um die Existenz der Welt, Bd. 1: Existenzialontologie. Tübingen: Niemeyer.
  • Ingarden, R.(1965a). Der Streit um die Existenz der Welt, Bd. 2: Formalontologie, T. 1: Form und Wesen. Tübingen: Niemeyer.
  • Ingarden, R.(1965b). Der Streit um die Existenz der Welt, Bd. 2: Formalontologie, T. 2: Welt und Bewusstsein. Tübingen: Niemeyer.
  • Ingarden, R.(1968). Die ontischen Fundamente der Verantwortung. In Akten des XIV.Internationalen Kongresses für Philosophie, Wien 1968, Vol. 1 (235–242). Wien: Herder.
  • Ingarden, R.(1969). Erlebnis, Kunstwerk und Wert. Vorträge zur Ästhetik 1939-1967. Tübingen: Niemeyer.
  • Ingarden, R.(1970). Über die Verantwortung. Ihre ontischen Fundamente. Stuttgart: Reclam.
  • Ingarden, R.(1971). O badaniach filozoficznych Edith Stein. Znak, 202 (4), 389–409.
  • Ingarden, R.(1974). Der Streit um die Existenz der Welt, Bd. 3: Über die kausale Struktur der realen Welt. Tübingen: Niemeyer.
  • Ingarden, R.(1989). Wykłady z etyki. Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe.
  • Jonas, H.(1979). Das Prinzip Verantwortung. Versuch einer Ethik für die technologische Zivilisation. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Kant, I.(1956). Kritik der reinen Vernunft. Hamburg: Felix Meiner.
  • Kant, I.(1957). Krytyka czystego rozumu, t. I.Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe.
  • Lotze, H.(1911). System der Philosophie. Erster Teil: Drei Bücher der Logik. Leipzig: Felix Meiner.
  • Makota, J.(1990). Roman Ingarden’s Idea of Relatively Isolated Systems. In H.H.Rudnick (Ed.), Analecta Husserliana. Vol. 30: Ingardeniana II.New Studies in the Philosophy of Roman Ingarden (211–223). Dordrecht/Boston/London: Kluwer Academic Publishers.
  • Picht, G.(1969a). Die Verantwortung des Geistes. Stuttgart: Ernst Klett.
  • Picht, G.(1969b). Wahrheit, Vernunft, Verantwortung. Stuttgart: Ernst Klett.
  • Rickert, H.(1921). System der Philosophie, Bd. 1: Allgemeine Grundlegung der Philosophie. Tübingen: J.C.B.Mohr.
  • Scheler, M.(1971). Gesamelte Werke, Bd. I: Frühe Schriften. Bern: Francke.
  • Schulz, W.(1972). Philosophie in der veränderten Welt. Pfullingen: Neske.
  • Stróżewski, W.(2013). Koncepcja człowieka u Edyty Stein i Romana Ingardena. In D.Leszczyński, & M.Rosiak (Eds.), Świadomość, świat, wartości. Prace ofiarowane Profesorowi Andrzejowi Półtawskiemu w 90. rocznicę urodzin (39–49). Wrocław: Oficyna Naukowa PFF.
  • Weber, M.(1988). Gesammelte Politische Schriften. Auflage. Tübingen: Mohr/Siebeck.
  • Weischedel, W.(1972). Das Wesen der Verantwortung. Ein Versuch. Frankfurt a.M.: Vittorio Klostermann.