Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1506


ЭМПАТИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОПЫТЕ

Название на языке публикации: EMPATHY AND EMOTIONAL COEXPERIENCING IN THE AESTHETIC EXPERIENCE
Автор: ДЖЕФФ МИТЧЕРЛИНГ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 9, №2 (2020), 495-512
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
10.21638/2226-5260-2020-9-2-495-512 PDF (Загрузок: 2286)

Аннотация
После сжатого обзора предшествующих интерпретаций понятия вчувствования (эмпатии) в философской и психологической литературе, я собираюсь очертить трактовку этого понятия в работах Эдит Штайн «К проблеме вчувствования» и «Философия психологии и гуманитарных наук», показав при этом проблематичную широту применения термина «эмпатия» — широту, на которую обращает наше внимание и сама Штайн. Кратко остановившись на понимании эмпатии и переживания ценности у Штайн, я обращаюсь к некоторым особенностям анализа эстетического опыта в работах Романа Ингардена «Литературное произведение» и «Познание произведения искусства», которые имеют дело с тем, что он называет «эмоциональным переживанием» читателем представленных в произведении искусства ситуаций и событий. В заключении я сравниваю понимание эмпатии у Штайн с пониманием эстетического опыта у Ингардена: оба они тесно связаны с субъективной деятельностью «совместного чувства» и эмоциональным сопереживанием.

Ключевые слова
эмпатия, эстетический опыт, эстетическая ценность, эмоциональное сопереживание, личные ценности, психология, феноменология, Эдит Штайн, Роман Ингарден.

References

  • Coleridge, S.T.(1817). Biographia Literaria: Or, Biographical Sketches of My Literary Life and Opinions. New York: Leavitt, Lord & Company.
  • Dickie, G.(1964). The Myth of the Aesthetic Attitude. American Philosophical Quarterly, 1, 56–66.
  • Ingarden, R.(1973a). The Literary Work of Art (G.G.Grabowicz, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
  • Ingarden, R.(1973b). The Cognition of the Literary Work of Art (R.A.Crowley, & K.R.Olson, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
  • Ingarden, R.(1991). Zu Edith Steins Analyse der Einfühlung und der menschlichen Person. In W.Herbstrith (Ed.), Denken im Dialog. Zur Philosophie Edith Steins (72–82). Tübingen: Attempto Verlag.
  • Koss, J.(2006). On the Limits of Empathy. Art Bulletin, 88, 139–157.
  • Lipps, T.(1903). Leitfaden der Psychologie. Leipzig: Verlag von Wilhelm Engelmann. Retrieved from https://archive.org/details/leitfadenderpsy00lippgoog/page/n1
  • Lipps, T.(1905). Die ethischen Grundfragen. Hamburg: Leopold Voss Verlag.
  • Lipps, T.(1907). Ästhetik. In P.Hinneberg (Ed.), Systematische Philosophie (351–390). Berlin: Verlag von B.G.Teubner.
  • Mitscherling, J.(1988). The Aesthetic Experience and the “Truth” of Art. British Journal of Aesthetics, 28, 28–39.
  • Rader, M.(Ed.). (1952). A Modern Book of Esthetics. New York: Henry Holt & Company.
  • Stein, E.(1917). Zum Problem der Einfühlung. Halle: Buchdruckerei des Waisenhauses.
  • Stein, E.(1964). On the Problem of Empathy (W. Stein, Trans.). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Stein, E.(1986). Life in a Jewish Family (Dr. L.Gelber, & R.Leuven, Eds.; J.Koeppel, Trans.). Washington: ICS Publications.
  • Stein, E.(1993). Self-Portrait in Letters: 1916-1942 (Dr. L.Gelber, & R.Leuven, Eds; J.Koeppel, Trans.). Washington: ICS Publications.
  • Stein, E.(2000). Philosophy of Psychology and the Humanities (M. Sawicki, Ed.; M.C.Baseheart, & M. Sawicki, Trans.). Washington: ICS Publications.
  • Volkelt, J.(1905-14). System der Ästhetik (2nd ed.). Munich: Beck.
  • Worringer, W. (1997). Abstraction and Empathy: A Contribution to the Psychology of Style (M.Bullock, Trans.). Chicago: Ivan R.Dee.
  • Zahavi, D.(2014). Self & Other: Exploring Subjectivity, Empathy, and Shame. New York: Oxford University Press.