Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1512


ВКЛАД РОМАНА ИНГАРДЕНА В РЕШЕНИЕ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ФЕНОМЕНОЛОГИИ МУЗЫКИ

Название на языке публикации: ROMAN INGARDEN’S CONTRIBUTION TO SOLVING THE ONTOLOGICAL AND METHODOLOGICAL PROBLEMS OF PHENOMENOLOGY OF MUSIC
Автор: АНАСТАСИЯ МЕДОВА, АННА КИРИЧЕНКО
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 9, №2 (2020), 662-682
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
10.21638/2226-5260-2020-9-2-662-682 PDF (Загрузок: 2306)

Аннотация
Феноменология музыки является перспективным трендом феноменологической эстетики на протяжении более ста лет. Статья посвящена рассмотрению основных проблем и векторов развития феноменологии музыки. Авторы анализируют позицию Романа Ингардена в рамках дискуссий, касающихся методологических и онтологических проблем феноменологии музыки. Статья нацелена на раскрытие последовательности в решении основных проблем феноменологии музыки у Романа Ингардена. Другой целью статьи является осмысление оригинальности идей Ингардена в контексте феноменологических интерпретаций музыки в 20-21 вв. Решение этих задач позволяет авторам зафиксировать ключевые проблемы и выявить принципиальные позиции в феноменологии музыки. Основными источниками компаративного и исторического анализа являются исследования, проведенные Гуссерлем, Сартром, Мерло-Понти, Клифтоном и Иде. Важнейшими онтологическими проблемами феноменологии музыки являются пространственно-временная конституция музыки, редукция музыкального произведения к его исполнению и онтологический статус музыкального произведения. Анализ позиции Ингардена относительно этих проблем позволяет нам обозначить ее отличие от современных подходов. Согласно концепции Ингардена, музыкальное время является временем особого рода, т. е. квази-временем. Музыкальное произведение — это чисто интенциональный, гетерономный и интерсубъективный объект. Подходу Ингардена присущ целый ряд методологических особенностей: отказ от редукции музыкальных теорий, установка на независимость музыкального произведения от сознательных и ментальных процессов, интерпретация музыкального произведения как неакустического феномена. В заключение авторы демонстрируют, как оригинальность и радикальность выводов Ингардена сделала его позицию беззащитной перед лицом критики и одновременно стала тенденцией в современных феноменологических исследованиях музыки.

Ключевые слова
Роман Ингарден, онтология музыки, акустический феномен, музыкальное время, пространство музыки, связанные идеальности, интенциональный объект, квазитемпоральная структура, семантическая интенция.

References

  • Adorno, T.W.(2006). Current of Music: Elements of a Radio Theory (R.Hullot-Kentor, Ed.). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Brown, N.(2006). The Flux Between Sounding and Sound: Towards a Relational Understanding of Music as Embodied Action. Contemporary Music Review, 25 (1), 37–46.
  • Christensen, E.(2012). Music Listening, Music Therapy, Phenomenology and Neuroscience. Aalborg University, Denmark. Retrieved from http://www.mt-phd.aau.dk/phd-theses
  • Clifton, T.(1976). Music as Constituted Object. Music and Man, 2, 73–98.
  • Clifton, T.(1983). Music as Heard: A Study in Applied Phenomenology. New Haven: Yale University Press.
  • Conrad, W.(1908). Der ästhetische Gegenstand. Zeitschrift für Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft, 3, 71–118.
  • Dufrenne, M.(1953). Phenomenologie de l’experience esthétique. Paris: Press universitaires de France.
  • Ferrara, L.(1984). Phenomenology as a Tool for Musical Analysis. Musical Quarterly, 70 (3), 355–373.
  • Geniusas, S.(2018). Musical Works as Ideal Objects: Phenomenology of Music and its Implications for Philosophical Anthropology. Dialogue and Universalism, 28 (4), 231–244.
  • Husserl, E.(1901). Logische Untersuchungen. Zweiter Teil: Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. Halle: Max Niemeyer.
  • Husserl, E.(1973). Experience and Judgment. Investigations in a Genealogy of Logic. Evanston: Northwestern University Press.
  • Husserl, E.(1980). Phantasie, Bildbewußtsein, Erinnerung. Zur Phänomenologie der anschaulichen Vergegenwärtigungen. Texte aus dem Nachlass (1898–1925) (E.Marbach, Ed.). The Hague: Martinus Nijhoff Publishers.
  • Ihde, D.(2003). Postphenomenology — Again? Working Paper No. 3, Centre for STS Studies, Aarhus University Denmark, 3–25.
  • Ihde, D.(2007). Listening and Voice. Phenomenologies of Sound (2nd ed.). Albany, NY: State University of New York Press.
  • Ingarden, R.(1955). Elementy dzieła muzycznego. Sprawozdania Towarzystwa Naukowego w Toruniu, 9 (1-4), 82–84.
  • Ingarden, R.(1958). Studia z estetyki. Vol.II.Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe.
  • Ingarden, R.(1962). Untersuchungen zur Ontologie der Kunst: Musikwerk. Bild. Architektur. Film. Tübingen: Max Niemeyer.
  • Ingarden, R.(1973). Utwór muzyczny i sprawa jego tożsamości. Warszawa: Polskie Wydawnictwo Muzyczne.
  • Ingarden, R.(1975). On the Motives Which Led Husserl to Transcendental Idealism. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Ingarden, R.(1986). The Work of Music and the Problem of its Identity (A.Czerniawski, Trans.; J.G.Harrell, Ed.). Oakland: University of California Press.
  • Ingarden, R.(1987). Spór o istnienie Świata. Vol.I: Ontologia egzystencjalna. Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe.
  • Kocay, V.(2002). Roman Ingarden’s Unique Conception of Aesthetic Objects. In A.-T.Tymieniecka (Ed.), Phenomenology World-Wide. Analecta Husserliana, Vol. 80 (202–210). Dordrecht: Springer.
  • Lea, J.(2009). Post-Phenomenology. Post-phenomenological Geographies. In R.Kitchen, & N.Thrift (Eds.), International Encyclopaedia of Human Geography (373–378). London: Elsevier.
  • Lochhead, J.(1986). Temporal Structure in Recent Music. Journal of Musicological Research, 6, 49–93.
  • Merleau-Ponty, M.(1962). Phenomenology of Perception (C. Smith, Trans.). London: Routledge & Kegan Paul.
  • Merleau-Ponty, M.(2002). Phenomenology of Perception (2nd ed.). London: Routledge Classics.
  • Mitscherling, J.(2012). Roman Ingarden’s Aesthetics Philosophy. Compass, 7 (7), 436–447.
  • Moran, D., & Cohen, J.(2012). The Husserl Dictionary. Continuum Philosophical Dictionaries. London: Continuum.
  • Pryer, A.(2013). The Ontology of Music and the Challenge of Performance: Identity versus Variety, and the Persistence of the “Text”. In T.Makel, & T.Klein (Eds.), The Embodiment of Authority: Perspectives on Performance (100–214). Frankfurt: Peter Lang.
  • Pytlak, A.(1989) On Ingarden’s Conception of the Musical Composition. In B.Dziemidok, & P.McCormick (Eds.), On the Aesthetics of Roman Ingarden: Interpretations and Assessments (233–254). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Rose, M., & Wylie, J.(2006). Animating Landscape. Environment and Planning D. Society and Space, 24, 475–479.
  • Sartre, J.-P.(1940). L’imaginaire: Psychologie phénoménologique de l’imagination. Paris: Gallimard.
  • Sartre, J.-P.(2004). The Imaginary: A Phenomenological Psychology of the Imagination (J.Webber, Trans.). London & New York: Routledge.
  • Schütz, A.(1976). Fragments on the Phenomenology of Music. Music and Man, 2, 5–71.
  • Siu, R.C.(2016). Rethinking the Body and Space in Alfred Schutz’s Phenomenology of Music. Human Studies, 39, 533–546.
  • Smith, F.J.(1973). Musical Sound as a Model for Husserlian Intuition and Time-Consciousness. Journal of Phenomenological Psychology, 4, 271–296.
  • Sodeika, T.(1989). The Ingarden-Husserl Controversy: The Methodological Status of Consciousness in Phenomenology and the Limits of the Human Condition. In A.-T.Tymieniecka (Ed.), Man Within His Life World: Contributions To Phenomenology By Scholars From East Central Europe (209–221). Dordrecht: Springer Science & Business Media.
  • Welten, R.(2009). What Do We Hear When We Hear Music? A Radical Phenomenology of Music. Studia Phaenomenologica, 9, 269–286.