Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1490


КОНЦЕПТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КИНОИСКУССТВА РОМАНА ИНГАРДЕНА: СТРАТА, ЗВУК, ЗРЕЛИЩЕ

Название на языке публикации: ROMAN INGARDEN’S CONCEPT OF THE FILMIC WORK OF ART: STRATA, SOUND, SPECTACLE
Автор: РОБЕРТ ЛУЖЕЦКИ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 9, №2 (2020), 683-702
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
10.21638/2226-5260-2020-9-2-683-702 PDF (Загрузок: 1872)

Аннотация
В данной статье я осуществляю модификацию некоторых аспектов Ингарденовского анализа кинематографического произведения искусства, синхронизированного со звуком. Аргументация осуществляется в два этапа: (1) я проясняю утверждение Ингардена о том, что произведение искусства — это стратифицированная формация, в которой различные аспекты представляют собой объективности; (2) я разъясняю и критически переосмысляю тезис Ингардена, согласно которому произведение киноискусства является пограничным случаем по отношению к другим видам произведений искусства — картинам и литературным произведениям. Здесь я считаю проблематичными утверждения Ингардена о функции звука в конкретизированной кинематографической презентации вымышленного им мира. Ингарден отождествляет вселенную, представленную кинематографическим произведением искусства, с габитусом реальности, но странным образом противоречит своему собственному понятию габитуса. Я утверждаю, что это обусловлено концептуализацией кинематографического произведения искусства Ингарденом в качестве феномена, состоящего, в первую очередь из слоя представленных «видимых аспектов», конститутивных как для немого, так и для синхронизированного со звуком кино, а также ограничением роли фонетического содержания в озвученных фильмах. Я предполагаю, что, если бы мы переосмыслили роль звукового представления фонетического содержания в конкретизированном звуко-синхронизированном фильме, мы могли бы лучше понять, каким образом в фильме появляется кажущаяся магической способность поражать нас.

Ключевые слова
Ингарден, фильм, звук, онтология, немое кино, эстетика.

References

  • Barthes, R.(1981). Camera Lucidia: Reflections on Photography (R.Howard, Trans.). New York: Hill & Wang.
  • Bazin, A.(2005). What is Cinema? (H.Gray, Trans.). Berkeley: University of California Press.
  • Bradley, E.(2004). The First Hollywood Musicals: A Critical Filmography of 171 Features, 1927 Through 1932. New York City: McFarland and Company.
  • Carroll, N.(1995). Towards an Ontology of the Moving Image. In C.A.Freeland, & T.E.Wartenberg (Eds.), Philosophy and Film (68–85). New York & London: Routledge.
  • Dziemidok, B., & McCormick, P.J.(Eds.). (1989). On the Aesthetics of Roman Ingarden: Interpretations and Assessments. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Haltof, M.(1998). Film Theory in Poland Before World War II.Canadian Slavonic Papers / Revue Canadienne, 40 (1/2), 67–78.
  • Helman, A.(1975). The Influence of Ingarden’s Aesthetics on the Theory of Film. In P.Graf, & S.Krzemień-Ojak (Eds.), Ingarden and Contemporary Polish Aesthetics (97–107). Warsaw: Państwowe Wydawnictwo Naukowe.
  • Helman, A., Osadnik, W.M., Plesnar, Ł., & Wilk, E.(1994). Some Remarks on the Application of Ingarden’s Theory to Film Studies. In A.-T.Tymieniecka (Ed.), Allegory Revisited; Ideals of Mankind, Analecta Husserliana, Vol. 41 (377–397). London: Kluwer Academic Publishers. https:// doi.org/10.1007/978-94-011-0898-0_28
  • Ingarden, R.(1973a). The Cognition of the Literary Work of Art (R.A.Crowley, & K.R.Olson, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
  • Ingarden, R.(1973b). The Literary Work of Art. An Investigation on the Borderlines of Ontology, Logic, and Theory of Literature (G.G.Grabowicz, Trans.). Evanston: Northwestern University Press.
  • Ingarden, R.(1989). Ontology of the Work of Art (R.Meyer, & J.T.Goldwait, Trans.). Athens: Ohio University Press.
  • Lewicki, B.(1935). Budowa utworu filmowego. Życie Sztuki, 2, 69–87.
  • Lissa, L.(1937). Muzyka i film. Studium z pogranicza ontologii, estetyki i psychologii muzyki filmowej. Lwow: Ksiegarnia Lwowska.
  • Malherbe, O.(2016). Roman Ingarden et le Cinéma: entre visibilté et musicalité. Studia Phaenomenologica, 16, 185–214.
  • Mitscherling, J.(1997). Roman Ingarden’s Ontology and Aesthetics. Ottawa: University of Ottawa Press.
  • Mitscherling, J.(2004). The Identity of the Architectural Work of Art. Contemporary Issues in Aesthetics (Supplemental volume of Symposium, 8 [3]), 491–518.
  • Mitscherling, J.(2010). Aesthetic Genesis: The Origin of Consciousness in the Intentional Being of Nature. Toronto: University of America Press.
  • Mishima, Y.(1990). The Temple at Dawn (E.D. Saunders, & C. S. Seigle, Trans.). New York: Random House.
  • Morawski, M.(1985). Ingardenowska koncepcja sztuki filmowej. Kwartalnik Filmowy, 8 (4), 17–32.
  • Osadnik, W.M., & Plesnar, Ł. A.(1991). On the Sign Character of the Representing Stratum in a Film as a Work of Art. In A.-T.Tymieniecka (Ed.), Ingardeniana III: Roman Ingarden’s Aesthetics in a New Key and the Independent Approaches of Others. Analecta Husserliana, Vol. 33 (63–78). London: Kluwer Academic Publishers. https://doi.org/10.1007/978-94-011-3762-1_2
  • Płotka, W.(2017). Early Phenomenology in Poland (1895–1945): Origins, Development, and Breakdown. Studies in East European Thought, 69 (1), 79–91. https://doi.org/10.1007/s11212-017- 9274-0
  • Rudnick, H.H.(Ed.). (1990). Ingardeniana II: New Studies in the Philosophy of Roman Ingarden. Analecta Husserliana, Vol. 30. London: Kluwer Academic Publishers.
  • Spiegelberg, H.(1965). The Phenomenological Movement: A Historical Introduction I. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Szczepańska, A.(1989). The Structure of Artworks. In B.Dziemidok, & P.J.McCormick (Eds.), On the Aesthetics of Roman Ingarden: Interpretations and Assessments (21–54). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Tarkovsky, A.(1986). Sculpting in Time: Reflections on the Cinema (K.Hunter-Blair, Trans.). Austin: University of Texas Press.
  • Tymieniecka, A.-T.(Ed.). (1976). Ingardeniana: A Spectrum of Specialized Studies Establishing the Field of Research. Analecta Husserliana, Vol. 4. Boston: D.Reidel Publishing Company.
  • Tymieniecka, A.-T.(Ed.). (1991). Ingardeniana III: Roman Ingarden’s Aesthetics in a New Key and the Independent Approaches of Others. Analecta Husserliana, Vol. 33. London: Kluwer Academic Publishers.
  • Wachter, D. von. (2013). Roman Ingarden’s Ontology: Existential Dependence, Substances, Ideas, and Other Things Empiricists Do Not Like. In A.Chrudzimski (Ed.), Existence, Culture, and Person. The Ontology of Roman Ingarden (55–82). Frankfurt: Ontos Verlag.