- 12 Декабрь 2020
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1515
ВЛИЯНИЕ ЭДИТ ШТАЙН НА КОНЦЕПЦИЮ ЛИЧНОСТИ И ДУШИ ИНГАРДЕНА (СПОР О СУЩЕСТВОВАНИИ МИРА, § 78)
Название на языке публикации: | THE INFLUENCE OF EDITH STEIN ON INGARDEN’S CONCEPT OF PERSON AND SOUL (CONTROVERSY OVER THE EXISTENCE OF THE WORLD, § 78) |
Автор: | СИМОНА БЕРТОЛИНИ |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 9, №2 (2020), 579-600 |
Язык: | Английский |
Тип публикации: | Статья |
10.21638/2226-5260-2020-9-2-579-600 | PDF (Загрузок: 2164) |
Аннотация
Как известно, во время пребывания в Гёттингене и Фрайбурге между Романом Ингарденом и Эдит Штайн началась крепкая дружба и интеллектуальное соратничество. Совместно проведённое в тот период время, как и переписка, которую они поддерживали на протяжении последующих лет, позволили им ближе ознакомиться с философскими воззрениями друг друга, а также испытать взаимное влияние. Цель настоящей статьи — показать сходство между темописанием души, которое предлагает Ингарден в § 78 «Спора о существовании мира», и анализом души и psyche, развитым Эдит Штайн в период между 1916 и 1922 гг. Кроме того, в статьебудет выдвинута гипотеза о том, что этот анализ повлиял на формальную антропологию, разработанную польским философом много лет спустя. Как рассмотрение души в качестве личностного ядра, которое проявляет себя в пережитом человеком опыте, так и его описание через понятие «силы», являются основными теоретическими элементами в зрелой онтологии человека для Ингардена, и уже сыгравшими решающую роль в ранних работах Штайн. С разницей в несколько лет оба мыслителя разработали антропологический взгляд, который отказывается от жизни сознания как основного ориентира, но выявляет онтологическую значимость единого психического источника предрасположенностей человека, человеческого характера и самого сознания.
Ключевые слова
Роман Ингарден — Эдит Штайн, личность, душа, сознание, psyche, духовность человека, феноменологическая антропология, онтология.
References
- Ales Bello, A.(1993). Edith Stein und Hedwig Conrad-Martius: eine menschliche und intellektuelle Begegnung. Phänomenologische Forschungen (Studien zur Philosophie von Edith Stein: Internationales Edith-Stein-Symposion Eichstätt 1991), 26–27, 256–284.
- Ales Bello, A.(2001). The Study of the Soul Between Psychology and Phenomenology in Edith Stein. In The Philosophy of Edith Stein: The Eighteenth Annual Symposium of the Simon Silverman Phenomenology Center (3–17). Pittsburgh: Silverman Institute for Phenomenology at Duquesne University.
- Avé-Lallemant, E.(1975a). Die Nachlässe der Münchener Phänomenologen in der Bayerischen Staatsbibliothek. Wiesbaden: Harrassowitz.
- Avé-Lallemant, E.(1975b). Die Antithese Freiburg-München in der Geschichte der Phänomenologie. In H.Kuhn, E.Avé-Lallemant, & R.Gladiator (Eds.), Die Münchener Phänomenologie. Vorträge des Internationalen Kongresses in München 13–18. April 1971 (19–38). Den Haag: Nijhoff.
- Avé-Lallemant, E.(2003). Edith Stein und Hedwig Conrad-Martius. Begegnung in Leben und Werk. In B.Beckmann, & H.-B.Gerl-Falkovitz (Eds.), E. Stein Themen-Bezüge-Dokumente (55–77). Würzburg: Königshausen & Neumann.
- Bertolini, S.(2019). Roman Ingarden: Phenomenology, Responsibility and the Ontological Foundations of Morality. Miscellanea Anthropologica et Sociologica, 20(1), 82–97.
- Calcagno, A.(2019). Soul in Edith Stein (1891-1942). In Encyclopedia of Concise Concepts by Women Philosophers. Paderborn: Universitätsbibliothek. Retrieved from https://historyofwomenphilosophers.org/ecc/hwps
- Conrad-Martius, H.(1921). Metaphysische Gespräche. Halle: Niemeyer.
- Hartmann, N.(1926). Ethik. Berlin: W.de Gruyter.
- Husserl, E.(1952). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution (Hua IV). Den Haag: Nijhoff.
- Ingarden, R.(1925). Essentiale Fragen. Ein Beitrag zu dem Wesensproblem. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 7, 125–304.
- Ingarden, R.(1964). Der Streit um die Existenz der Welt I.Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
- Ingarden, R.(1965). Der Streit um die Existenz der Welt II/2. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
- Ingarden, R.(1968). Meine Erinnerungen an E.Husserl. In E.Husserl, Briefe an Roman Ingarden. Mit Erläuterungen und Erinnerungen an Husserl (106–135). Den Haag: Nijhoff.
- Ingarden, R.(1970). Über die Verantwortung. Ihre ontischen Fundamente. Stuttgart: Philipp Reclam Jun.
- Ingarden, R.(1974). Über die kausale Struktur der realen Welt. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
- Ingarden, R.(1983). Man and Value. München: Philosophia Verlag.
- Ingarden, R.(1994). Intuition und Intellekt bei Henri Bergson. In Roman Ingarden Gesammelte Werke Bd. 6 (Frühe Schriften zur Erkenntnistheorie) (1–199). Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
- Ingarden, R.(1998). Der Brief an Husserl über die VI.Untersuchung und den Idealismus (Ende Juli 1918). In Roman Ingarden Gesammelte Werke, Bd. 5 (Schriften zur Phänomenologie Edmund Husserls) (1–20). Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
- Ingarden, R.(1999). Die philosophischen Forschungen Edith Steins. In Roman Ingarden Gesammelte Werke, Bd. 3 (Schriften zur frühen Phänomenologie) (228–253).Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
- Ingarden, R.(2016). Controversy over the Existence of the World. Vol. II. Frankfurt a.M.: Peter Lang.
- Knaup, M., & Seubert, H.(Eds.). (2017). Edith Stein-Lexikon. Freiburg/Basel/Wien: Herder.
- Makota, J.(1990). Roman Ingarden’s Idea of Relatively Isolated Systems. Analecta Husserliana (Ingardeniana II: New Studies in the Philosophy of Roman Ingarden), vol. XXX, 211–223.
- Pfänder, A.(1933). Die Seele des Menschen. Versuch einer verstehenden Psychologie. Halle: Max Niemeyer.
- Scheler, M.(1980). Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik: neuer Versuch der Grundlegung eines ethischen Personalismus. In Gesammelte Werke II.Bern-München: Francke.
- Stein, E.(2000). Philosophy of Psychology and the Humanities. Washington: ICS Publications Institute of Carmelite Studies.
- Stein, E.(2004). Einführung in die Philosophie. In Edith Stein Gesamtausgabe, Bd. 8. Freiburg/Basel/ Wien: Herder.
- Stein, E.(2005). Potenz und Akt. Studien zu einer Philosophie des Seins. In Edith Stein Gesamtausgabe, Bd. 10. Freiburg/Basel/Wien: Herder.
- Stein, E.(2010a). Beiträge zur philosophischen Begründung der Psychologie und der Geisteswissenschaften. In Edith Stein Gesamtausgabe, Bd. 6. Freiburg/Basel/Wien: Herder.
- Stein, E.(2010b). Zum Problem der Einfühlung. In Edith Stein Gesamtausgabe, Bd. 5. Freiburg/Basel/ Wien: Herder.
- Stein, E.(2014). „Freiheit und Gnade“ und weitere Beiträge zu Phänomenologie und Ontologie (1917- 1937). In Edith Stein Gesamtausgabe, Bd. 9. Freiburg/Basel/Wien: Herder. Stein, E.(2015). Selbstbildnis in Briefen III: Briefe an Roman Ingarden. In Edith Stein Gesamtausgabe, Bd. 4. Freiburg/Basel/Wien: Herder.
- Walther, G.(1960). Zum anderen Ufer. Vom Atheismus zum Christentum. St. Goar: Otto Reichl Verlag.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
" | |
Мы в социальных сетях: