Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2134


НЕГАТИВНОСТЬ И ВОПРОС: ОСНОВАНИЯ «ПОЧЕМУ-ВОПРОШАНИЯ» В ФИЛОСОФИИ ХАЙДЕГГЕРА

Название на языке публикации: НЕГАТИВНОСТЬ И ВОПРОС: ОСНОВАНИЯ «ПОЧЕМУ-ВОПРОШАНИЯ» В ФИЛОСОФИИ ХАЙДЕГГЕРА
Автор: АНТОН ВАВИЛОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 9, №1 (2020), 256-274
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
10.21638/2226-5260-2020-9-1-256-274 PDF (Загрузок: 2402)

Аннотация
В статье представлен анализ вопроса «Почему?» в его трансцендентальных и экзистенциальных основаниях в опоре на философию Мартина Хайдеггера. В своих выступлениях и трактатах после «Бытия и времени» Хайдеггер уделяет вопрошанию «Почему?» и особенно такой его форме, как «Почему вообще есть сущее, а не наоборот — Ничто?», все больше и больше внимания, связывая с ним саму возможность метафизики, как основного свершения Dasein. Считая данный «вопрос всех вопросов» заветным вопросом любого философствования, Хайдеггер полагает, что существо человека таится именно в «Почему-вопрошании», а вовсе не в «Нет-сказывании», как предлагал в своей последней работе Макс Шелер. Противопоставляя подход фундаментальной онтологии к человеку философской антропологии Шелера, Хайдеггер претендует на изначальное раскрытие сущности человека через «Почему-вопрошание», каковое оказывается, по его мысли, более исходным по сравнению с возможностью «сказать Нет». Определяя в лекционном курсе 1928 года человека как «Почему-вопрошающего», Хайдеггер, однако, не переходит к какому-либо дальнейшему прояснению отношений между «Почему?» и «Нет!». В настоящей статье мы стремимся восполнить этот пробел, инициируя диалог между Шелером и Хайдеггером в контексте проблем негативности, вопрошания, метафизики и существа человека. Прочитывая как размышления об истоке метафизики, с одной стороны, последнюю работу Шелера «Положение человека в космосе», а с другой — доклад Хайдеггера «Что такое метафизика?», мы приходим к следующим выводам. (1) «Выдвинутость в Ничто» выполняет у Хайдеггера ту же фундаментальную для субъективности функцию, что и «Нет-сказывание» Шелера; ничтожение Ничто, как и сила «Нет-сказывания», прорывает любой круг сущего и открывает доступ к сущему как сущему, учреждая мир как Открытое. (2) Выводя за пределы действительности, сила негативности размыкает абсолютную удивительность и случайность факта существования всего сущего; именно на основании удивления от «опыта Ничто» и становится возможным заветное вопрошание «Почему (вообще есть сущее, а не наоборот — Ничто)?». (3) Таким образом, «Почему-вопрошание» у Хайдеггера ipso facto предстает вторичным по сравнению с обосновывающим его «Нет-сказыванием». Однако в заключении статьи на основе характеристики Dasein как разомкнутого конечного основания, предстающего неснимаемой безосновностью, предлагается обратная перспектива интерпретации «Почему?» и «Нет!», при которой «Нет!» оказывается возможным исключительно на основании вечного «Почему?» как сущностной невозможности Dasein знать собственное основание.

Ключевые слова
Questioning, negativity, metaphysics, basis, nothing, Dasein, Heidegger, Scheler.

References

  • Agamben, G. (2002). L’aperto. L’uomo e l’animale. Torino: Bollati Boringhieri.
  • Agamben, G. (2006). Che cos’è un dispositivo? Roma: Nottetempo.
  • Bataille, G. (1973). La Somme Athéologique. Paris: Gallimard.
  • Derrida, J. (1967). L’écriture et la difference. Paris: Seuil.
  • Hegel, G. W. F. (1986a). Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse. Dritter Teil. Die Philosophie des Geistes. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Hegel, G. W. F. (1986b). Phänomenologie des Geistes. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Heidegger, M. (1976a). Brief über den Humanismus. In Wegmarken (GA 9) (313–364). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1976b). Nachwort zu “Was ist Metaphysik?”. In Wegmarken (GA 9) (303–312). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1976c). Vom Wesen des Grundes. In Wegmarken (GA 9) (123–175). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1976d). Was ist Metaphysik? In Wegmarken (GA 9) (103–122). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1978). Metaphysische Anfangsgründe der Logik im Ausgang von Leibniz (GA 26). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1979). Prolegomena zur Geschichte des Zeitbegriffs (GA 20). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1983a). Die Grundbegriffe der Metaphysik. Welt — Endlichkeit — Einsamkeit (GA 29/30). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1983b). Einführung in die Metaphysik (GA 40). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1986). Seminar in Le Thor 1969. In Seminare (GA 15) (326–371). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1989). Die Grundprobleme der Phänomenologie (GA 24). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1991a). Davoser Disputation zwischen Ernst Cassirer und Martin Heidegger. In Kant und das Problem der Metaphysik (GA 3) (274–296). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1991b). Kant und das Problem der Metaphysik (GA 3). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1993). Hegel (GA 68). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1997). Der Deutsche Idealismus (Fichte, Schelling, Hegel) und die philosophische Problemlage der Gegenwart (GA 28). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2001). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Heidegger, M. (2016). Philosophische Anthropologie und Metaphysik des Daseins. In Vorträge (GA 80.1) (213–251). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Scheler, M. (2016). Die Stellung des Menschen im Kosmos. Berlin: Hofenberg.
  • Žižek, S. (2000). The Ticklish Subject: The Absent Centre of Political Ontology. London: Verso.