Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1557


ОНТОЛОГИЯ ЗВУКА И АНАЛИЗ СОЗНАНИЯ ВРЕМЕНИ У БРЕНТАНО И ГУССЕРЛЯ

Название на языке публикации: SOUND ONTOLOGY AND THE BRENTANO-HUSSERL ANALYSIS OF THE CONSCIOUSNESS OF TIME
Автор: ХОРХЕ ЛУИС МЕНДЕС-МАРТИНЕС
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 9, №1 (2020), 184-215
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
10.21638/2226-5260-2020-9-1-184-215 PDF (Загрузок: 2486)

Аннотация
Как Франц Брентано, так и Эдмунд Гуссерль обращались к звуку в своих попытках объяснить внутреннее сознание времени, пользуясь им в качестве поясняющего примера. Хотя их исследования и не были нацелены на детальное прояснение природы акустического опыта или самих звуков, у них есть интересные наблюдения, которые могут быть продуктивными в контексте современной философской дискуссии относительно [природы] звуков. С другой стороны, представители аналитической философии, обсуждая природу звуков, их локализацию, акустический опыт, акустические качества и т. д., умалчивали об анализе звука и акустических феноменов в феноменологической традиции. В статье предпринята попытка соотнести оба подхода; в то же время, перспектива, из которой я исхожу, относится к аналитической философии, ввиду чего я уделяю особое внимание методу концептуального анализа. В этой связи я, прежде всего, объясняю, что представляет собой онтология звука в контексте аналитической философии и концепций, разрабатываемых в ее рамках, а именно, концепции свойств, волновой концепции и событийной концепции. Во второй части я обращаюсь к содержащимся в ней проблемам, делая акцент на проблеме индивидуации звука. В третьей части представлена, возможно, небесспорная попытка рассмотреть анализ сознания времени у Брентано-Гуссерля (для краткости именуемый «анализ Брентано-Гуссерля») в качестве некой единой концепции и очертить сходства между этими двумя авторами, не игнорируя, в то же время, различия между ними. Я фокусируюсь, прежде всего, на гуссерлевских «Лекциях по феноменологии внутреннего сознания времени» 1905 года. На материале анализа Брентано-Гуссерля я детально рассматриваю проблему временного и пространственного протяжения (Raumlichkeit и Zeitlichkeit, соответственно) как сознания, так и звука. Это сравнение является ключевым, поскольку после появления двух этих концепций заметными становятся некоторые теоретические разработки, основанные на смещении внимания от звуков к единству сознанию и тому, как они отражаются друг в друге. В заключение, после рассмотрения конкурирующих утверждений относительно пространственного и временного протяжения как сознания, так и звука, я делаю вывод, что, будучи рассмотрен в свете обозначенных подходов к онтологии звука, анализ Брентано-Гуссерля является, скорее всего, аргументом в пользу концепции свойств, и это обстоятельство также открывает интересные перспективы [в анализе] проблемы индивидуации звука.

Ключевые слова
Звук, акустический опыт, Франц Брентано, Эдмунд Гуссерль, онтология звука, индивидуация звука, сознание времени, временная протяженность, пространственная протяженность.

References

  • Abella, M. (2009). Franz Brentano: Unidad de Conciencia y Conciencia del tiempo. Michoacan: Jitanjáfora.
  • Bernet, R. (2009). Husserl’s Early Time-Analysis in Historical Context. Journal of British Society for Phenomenology, 40(2), 117–154.
  • Bernet, R., Kern, I., & Marbach, E. (1996). Edmund Husserl. Darstellung seines Denkens. Hamburg: Felix Meiner.
  • Brentano, F. (1995). Descriptive Psychology. London: Routledge.
  • Brentano, F. (2009). Philosophical Investigations on Space, Time and the Continuum. London: Croom Helm.
  • Casati, R., & Dokic, J. (1994). La philosophie du son. Nimes: Chambon.
  • Casati, R., & Dokic, J. (2014). Sounds. Stanford Encyclopedia of Philosophy (E. N. Zalta, Ed.). Retrieved from https://plato.stanford/archives/fall2014/entries/sounds/
  • Cleland, C. (1991). On the Individuation of Events. Synthese, 86(2), 229–254.
  • Dainton, B. (2017). Temporal Consciousness. Stanford Encyclopedia of Philosophy (E. N. Zalta, Ed.). Retrieved from https://plato.stanford/archives/fall2017/entries/consciousness-temporal/
  • Davis, W. (2005). Concepts and Epistemic Individuation. Philosophy and Phenomenological Research, 70(2), 290–325.
  • Held, K. (2003). Husserl’s Phenomenology of the Life-World. In D. Welton (Ed.), The New Husserl: A Critical Reader (32–62). Indiana: Indiana University Press.
  • Husserl, E. (1928). Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstseins. Halle: Max Niemeyer.
  • Husserl, E. (1966). Zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstseins (1893–1907) (Hua X). The Hague: Martinus Nijhof.
  • Husserl, E. (1973). Ding und Raum. Vorlesungen 1907 (Hua XVI). The Hague: Martinus Nijhof.
  • Husserl, E. (1983). Studien zur Arithmetik und Geometrie. Texte aus dem Nachlass (Hua XXI). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen. Hamburg: Felix Meiner.
  • Husserl, E. (2001). Die Bernauer Manuskripte über das Zeitbewusstsein (Hua XXXIII). Dordrecht: Kluwer.
  • Husserl, E. (2004). Wahrnehmung und Aufmerksamkeit (Hua XXXVIII). Dordrecht: Kluwer.
  • Ihde, D. (2007). Listening and Voice, Phenomenologies of Sound. New York: State University of New York Press.
  • Illescas Nájera, M. D. (2012). La vida en la forma del tiempo. Un estudio sobre fenomenología del tiempo en la obra de Edmund Husserl. Michoacán: Jitanjáfora.
  • Kant, I. (1956). Kritik der Reinen Vernunft. Hamburg: Felix Mainer.
  • Kelly, M. (2016). Phenomenology and the Problem of Time. London: Palgrave Macmillan.
  • Kortooms, T. (2002). Phenomenology of Time. Analysis of Time-Consciousness. Dordrecht: Kluwer-Springer.
  • Kraus, O. (1976). Toward a Phenomenology of Time Consciousness. In L. McAlister (Ed.), The Philosophy of Franz Brentano (224–239). London: Duckworth.
  • LeClerc, I. (1979). Concepts of Space. In P. Backscheider (Ed.), Probability, Time, and Space in Eighteenth-Century Literature (209–215). New York: AMS.
  • Lohmar, D. (2010). On the Constitution of the Time of the World: the Emergence of Objective Time on the Ground of Subjective Time. In D. Lohmar, & I. Yamaguchi (Eds.), On Time- New Contributions to the Husserlian Phenomenology of Time (115–136). Cham: Springer.
  • Maclachlan, D. L. C. (1989). The Philosophy of Perception. Englewood Cliffs: Prentice Hall.
  • Méndez-Martínez, J. L. (2019). What ‘Counts’ as a Sound and How ‘to Count a’ Sound? The Problems of Individuating and Identifying Sounds. Synthesis Philosophica, 67 (1/2019), 173–190.
  • O’Callaghan, C. (2007). Sounds: A Philosophical Theory. London: Oxford University Press.
  • O’Callaghan, C. (2009). Sounds as Events. In M. Nudds, & C. O’Callaghan (Eds.), Sounds and Perception. New Philosophical Essays (26–49). New York: Oxford University Press.
  • O’Callaghan, C. (2014). Auditory Perception. Stanford Encyclopaedia of Philosophy (E. N. Zalta, Ed.). Retrieved from https://plato.stanford.edu/entries/perception-auditory/
  • Olbromski, C. J. (2011). The Notion of ‚lebendige Gegenwart‘ as Compliance with the Temporality of the “Now”: The Late Husserl’s Phenomenology of Time. Frankfurt am Main: Peter Lang.
  • Pasnau, R. (1999). What is Sound. The Philosophical Quarterly, 49 (196), 309–324.
  • Rollinger, R. P. (1999). Husserl’s Position in the School of Brentano. Dordrecht: Kluwer-Springer.
  • Sartre, J.-P. (1966). La Transcendance de L’ego, esquisse d’une description phénoménologique. Paris: Libraire Philosophique J. Vrin.
  • Scrutton, R. (2009). Sounds as Secondary Objects and Pure Events. In M. Nudds, & C. O’Callaghan (Eds.), Sounds and Perception: New Philosophical Essays (50–68). New York: Oxford University Press.
  • Shim, M. K. (2017). Husserl’s Spatialization of Perceptual Consciousness. In R. Walton, S. Taguchi, & R. Rubio (Eds.), Perception, Affectivity and Volition in Husserl’s Phenomenology (37–56). Cham: Springer.
  • Simons, P. (1995). Introduction to the 2nd Edition. In F. Brentano, Psychology from an Empirical Standpoint (xiii-xx). London: Routledge.
  • Simons, P. (2015). How to Do Things with Things. In B. Leclercq, S. Richard, & D. Seron (Eds.), Objects and Pseudo-Objects, Ontological Deserts and Jungles from Brentano to Carnap (3–15). Berlin: DeGruyter.
  • Smith, B. (1994). Austrian Philosophy: The Legacy of Franz Brentano. Chicago: Open Court.
  • Strawson, P. F. (1959). Individuals. An Essay in Descriptive Metaphysics. London: Routledge.
  • Stumpf, C. (1976). Reminiscences of Brentano. In L. McAlister (Ed.), The Philosophy of Franz Brentano (10–46). London: Duckworth.
  • Summa, M. (2014). Spatio-Temporal Intertwining: Husserl’s Transcendental Aesthetic. Dordrecht: Springer.
  • Tarditi, C. (2018). Rethinking Spatiotemporal Extension: Husserl’s Contribution to the Debate on the Continuum Hypothesis. Horizon. Studies in Phenomenology, 7(1), 137–159.
  • Unger, P. (2006). The Problem of the Many. In P. Unger (Ed.), Philosophical Papers, Vol. 2 (113–182). London: Oxford University Press.