Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1321


КОНТЕКСТУАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ ГУССЕРЛЯ

Название на языке публикации: HUSSERL’S CONTEXTUALIST THEORY OF TRUTH
Автор: БЕНЦЕ ПЕТЕР МАРОШАН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 9, №1 (2020), 162-183
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2020-9-1-162-183 PDF (Загрузок: 2293)

Аннотация
Данная статья акцентирует определенные характерные черты теории очевидности и истины Эдмунда Гуссерля, которые, при ближайшем рассмотрении, подтверждают актуальность его воззрений на природу опыта и познания даже в начале 21-го столетия. Многие современники и последователи считали Гуссерля поздним представителем традиционной модернистской метафизики — идеалистом, эпистемологическим фундаменталистом, интеллектуалистом и т.д. Издание его обширных неопубликованных рукописей развеяло эти заблуждения, а внимательное прочтение его опубликованных трудов (или работ, подготовленных к публикации) наглядно демонстрирует безосновательность подобных упреков. Данная статья стремится подчеркнуть контекстуалистский характер гуссерлевского понимания очевидности и истины, познания и бытия. Любая мысль и любая сущность в его философии вписывается в более широкий контекст других опытов, мыслей и сущностей. Эта концепция проявляется на любом уровне опыта и познания: в повседневном опыте, в научном опыте и в философском познании. На каждом уровне очевидность имеет принципиально открытый и контекстуальный характер, а корреляция между ними, по существу, представляет собой органическую реальность. Тем самым Гуссерль утверждает нечто подобное тому, что можно обнаружить в так называемом «эпистемическом контекстуализме» в современной аналитической философии. Наряду с контекстуальным характером очевидности, второй тезис данной работы заключается в том, что позиция Гуссерля по данному вопросу может открыть поле для диалога между феноменологией и аналитической философией.

Ключевые слова
Эдмунд Гуссерль, нефундаментализм, контестуализм, очевидность, аподиктичность, истина, феноменологическая метафизика.

References

  • Annis, D. (1978). A Contextualist Theory of Epistemic Justification. American Philosophical Quarterly, 15(3), 213–219.
  • Black, T. (2003). Contextualism in Epistemology. Retrieved from https://www.iep.utm.edu/contextu/
  • Cavallaro, M. (2019). Der Heroismus der Vernunft. Ein Beitrag zur späten Ethik Husserls. In F. Fraisopi (Ed.), Mathesis, Grund, Vernunft: Die philosophische und geistige Identität Europas zwischen Deutschem Idealismus und Phänomenologie.Studien zur Phänomenologie und praktischen Philosophie (147–168). Baden-Baden: Nomos.
  • Cavallaro, M., & Heffernan, G. (Eds.). (2020). The Existential Husserl. A Collection of Critical Essays. Dordrecht: Springer.
  • Cohen, S. (1988). How to Be a Fallibilist. In J. E. Tomberlin (Ed.), Philosophical Perspectives, 2, 91–123. Atascadero: Ridgeview Publishing Co.
  • DeRose, K. (2009). The Case for Contextualism. Oxford: Clarendon Press.
  • Drummond, J. (1990). Husserlian Intentionality and Non-Foundational Realism. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Fink, E. (1988). Cartesianische Meditation. Teil I: Die Idee einer transzendentalen Methodelehre. The Hague: Kluwer Academic Publishers.
  • Gallagher, S., & Zahavi, D. (2008). The Phenomenological Mind. New York, London: Routledge.
  • Geniusas, S. (2012). The Origins of the Horizon in Husserl’s Phenomenology. Dordrecht: Springer.
  • Gondek, H. D., & Tengelyi, L. (2011). Neue Phänomenologie in Frankreich. Berlin: Suhrkamp Verlag.
  • Heffernan, G. (1999). A Study in the Sedimented Origins of Evidence: Husserl and His Contemporaries Engaged in a Collective Essay in the Phenomenology and Psychology of Epistemic Justification. Husserl Studies, 16, 83–181.
  • Heffernan, G. (2009). On Husserl’s Remark that „[s]elbst eine sich als apodiktisch ausgebende Evidenz kann sich als Täuschung enthüllen…“ (XVII 164:32–33): Does the Phenomenological Method Yield Any Epistemic Infallibility? Husserl Studies, 25, 15–43.
  • Hermberg, K. (2006). Husserl’s Phenomenology: Knowledge, Objectivity and Others. New York: Continuum International Publishing Group.
  • Hopp, W. (2009). Phenomenology and Falliblity. Husserl Studies, 25, 1–14.
  • Huertas-Jourda, J. (1983). On the Two Foundations of Knowledge According to Husserl. In L.Embree (Ed.), Essays in Memory of Aron Gurwitsch (Current Continental Research, 007) (195–211). Washington: Center for Advanced Research in Phenomenology and University Press of America.
  • Husserl, E. (1952). Ideen zur einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution. The Hague, Netherlands: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1956). Erste Philosophie (1923/4). Erste Teil: Kritische Ideengeschichte. The Hague, Netherlands: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1959). Erste Philosophie (1923/4). Zweiter Teil: Theorie der phänomenologischen Reduktion. The Hague, Netherlands: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1960). Cartesian Meditations. An Introduction to Phenomenology. The Hague: Martinus Nijhoff Publishers.
  • Husserl, E. (1970a). Philosophie der Arithmetik. Mit ergänzenden Texten (1890–1901). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1970b). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. An Introduction to Phenomenological Philosophy. Evanston: Northwestern University Press.
  • Husserl, E. (1973a). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Erster Teil. 1905–1920. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973b). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil. 1929–35. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973c). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1974). Formale und transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976a). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einführungin die reine Phänomenologie 1. Halbband: Text der 1.-3. Auflage — Nachdruck. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976b). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1983). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. First Book: General Introduction to a Pure Phenomenology. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen. Zweiter Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. In zwei Bänden. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1988). Vorlesungen über Ethik und Wertlehre. 1908–1914. The Hague: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1989). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. Second Book: Studies in the Phenomenology of Constitution. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1992). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Ergänzungsband. Texte aus dem Nachlass 1934–1937. The Hague: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1994a). Briefwechsel. Band II: Die Münchener Phänomenologen. The Hague: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1994b). Briefwechsel. Band VI: Philosophenbriefe. The Hague: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1994c). Briefwechsel. Band IX: Familienbriefe. The Hague: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1997). Psychological and Transcendental Phenomenology and the Confrontation with Heidegger (1927–1931). The Encylopaedia Britannica Article, the Amsterdam Lectures, “Phenomenology and Anthropology”, and Husserl’s Marginal Notes in Being and Time and Kant and the Problem of Metaphysics. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2001a). Die ‚Bernauer Manuskripte‘ über das Zeitbewußtsein (1917/18). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2001b). Logical Investigations I-II. London & New York: Routledge.
  • Husserl, E. (2006). Späte Texte über Zeitkonstitution (1929–1934). Die C-Manuskripte. New York: Springer.
  • Husserl, E. (2008). Die Lebenswelt. Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution. Texte aus dem Nachlass (1916–1937). New York: Springer.
  • Husserl, E. (2014). Grenzprobleme der Phänomenologie. Analysen des Unbewusstseins und der Instinkte. Metaphysik. Späte Ethik (Texte aus dem Nachlass 1908 — 1937). New York: Springer.
  • Lo, L. C. (2008). Die Gottesauffassung in Husserls Phänomenologie. Frankfurt am Main: Peter Lang Verlag.
  • Lohmar, D. (2008). Kategoriale Anschauung (VI.Logische Untersuchung, §§ 40–66). In V. Mayer, & C. Erhard (Eds.), Edmund Husserl: Logische Untersuchungen (209–237). Berlin: Akademie Verlag.
  • Loidolt, S. (2011). Ist Husserls späte Ethik „existenzialistisch“? Überlegungen zu Texten der „Grenzprobleme“ (Hua 42). Journal Phänomenologie, 36, 34–44.
  • Mezei, B. (1995). World and Life-World. Aspects of the Philosophy of Edmund Husserl. Frankfurt am Main: Peter Lang Verlag.
  • Moran, D. (2002). Introduction to Phenomenology. New York-London: Routledge.
  • Reeder, H. P. (1990). Husserl’s Apodictic Evidence. Southwest Philosophical Studies, 12, 70–78.
  • Ricoeur, P. (1987). Á l’école de la phénoménologie. Paris: Vrin.
  • Rysiew, P. (2016). Epistemic Contextualism. Retrieved from https://plato.stanford.edu/entries/ contextualism-epistemology/
  • Smith, D. W. (2007). Husserl. London & New York: Routledge.
  • Sokolowski, R. (2008). Husserl’s Discovery of Philosophical Discourse. Husserl Studies, 24, 167–175.
  • Thompson, D. L. (2014). Contextualism Revisited. Retrieved from http://plato.ucs.mun.ca/~davidt/ ContextualismRevisited.pdf
  • Varga, P. A. (2011). The Architectonic and History of Phenomenology. Distinguishing between Fink’s and Husserl’s Notion of Phenomenological Philosophy. In D. Moran, & H. R. Sepp (Eds.), Phenomenology 2010 (4): Selected Essays from Northern Europe (87–114). Bucharest / Paris: Zeta Books / Argos.
  • Williams, M. (1991). Unnatural Doubts: Epistemological Realism and the Basis of Scepticism. Princeton: Princeton University Press.
  • Williams, M. (1999). Fogelin’s Neo-Pyrrhonism. International Journal of Philosophical Studies, 7, 141–158.