Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1938


СПЕКУЛЯТИВНЫЙ МЕДИУМ: МАТЕРИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕРПРЕТАТИВНОГО ОПЫТА В ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ГАДАМЕРА

Название на языке публикации: СПЕКУЛЯТИВНЫЙ МЕДИУМ: МАТЕРИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕРПРЕТАТИВНОГО ОПЫТА В ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ГАДАМЕРА
Автор: ИЛЬЯ ИНИШЕВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 9, №1 (2020), 44-68
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2020-9-1-44-68 PDF (Загрузок: 2353)

Аннотация
Ключевая новация феноменологической, или философской герменевтики состоит в трактовке «понимания» не как операции с символами и смыслами, а как активации специфической формы опыта с коррелятивными ей аффективно-телесными возможностями и соответствующими «агрегатными состояниями» окружающей материально-перцептивной среды. В этом отношении понимание представляет собой своего рода транспозицию из одной материально-телесной конфигурации в другую («прирост бытия», «тотальное опосредование», «преображение в истинное» и т.д.). В каждом случае, «конфигурация» включает в себя «субъектную» (опыт) и «объектную» (среда) составляющую. Но если «субъектная» сторона «герменевтического феномена» («события понимания») разработана Гадамером сравнительно детально (например, «теория герменевтического опыта» образует центральную — систематическую — часть «Истины и метода»), динамика «объектной» стороны (и, прежде всего, ее материального измерения), как правило, лишь обозначена посредством использования ярких метафор (например, «сплавление горизонтов» или тот же «прирост бытия») или описания повседневных материальных практик, в которых «микрофизика» трансформационной динамики окружающих сред подразумевается, но специально не обсуждается (как, например, в случае отсылок к архитектуре, декору, жестам). Проблема здесь в том, что «сильная» трактовка трансформационного потенциала «герменевтического опыта» (а Гадамер, как кажется, склоняется именно к сильной трактовке) предполагает и сильную трансформацию, затрагивающую не только самосознание интерпретатора, но и материальность его телесности и окружающих сред. Элементы подобной «сильной» трактовки трансформационных возможностей понимания мы находим в гадамеровской концепции спекулятивного, схематично представленной в заключительных двух параграфах «Истины и метода».

Ключевые слова
Cпекулятивный медиум, транссубстанциация, герменевтика, материальность, медиальность, перцептивная вера.

References

  • Barad, K. (2007). Meeting the Universe Halfway: Quantum Physics and the Entanglement of Matter and Meaning. Durham & London: Duke University Press.
  • Bennett, J. (2010). Vibrant Matter. A Political Ecology of Things. Durham & London: Duke University Press.
  • Boehm, G. (2007). Wie Bilder Sinn erzeugen. Berlin: Berlin University Press.
  • Coccia, E. (2016). Sensible Life. A Micro-Ontology of the Image. New York: Fordham University Press.
  • Davey, N. (2013). Unfinished Worlds. Hermeneutics, Aesthetics and Gadamer. Edinburgh: Edinburgh University Press.
  • DeNora, T. (2014). Making Sense of Reality: Culture and Perception in Everyday Life. London: Sage Publications.
  • Gadamer, H.-G. (1990). Hermeneutik I. Wahrheit und Methode. Grundzüge einer philosophischen Hermeneutik (Gesammelte Werke, Bd. 1). Tübingen: Mohr Siebeck.
  • Gadamer, H.-G. (1993). Hermeneutik II. Wahrheit und Methode. Ergänzungen und Register (Gesammelte Werke, Bd. 2). Tübingen: Mohr Siebeck.
  • Gadamer, H.-G. (1993a). Ästhetik und Poetik I. Kunst als Aussage (Gesammelte Werke, Bd. 8). Tübingen: Mohr Siebeck.
  • Giunta, C., & Janus, A. (Eds.). (2016). Nancy and Visual Culture. Edinburgh: Edinburgh University Press.
  • Hayles, K. (2014). Cognition Everywhere: The Rise of the Cognitive Nonconscious and the Costs of Consciousness. New Literary History, 45(2), 199–220.
  • Ihde, D. (1999). Expanding Hermeneutics. Visualism in Science. Evanston Illinois: Northwestern University Press.
  • Ingold, T. (2010). Ways of Mind-Walking: Reading, Writing, Painting. Visual Studies, 25(1), 15–23.
  • Inishev, I. (2007). Reading and Discourse. The Transformations of Hermeneutics. Vilnius: European Humanities University Publ. (In Russian).
  • Kearney, R., & Treanor, B. (Eds.). (2015). Carnal Hermeneutics. New York: Fordham University Press.
  • Kress, G. (2010). Multimodality: A Social Semiotic Approach to Contemporary Communication. London & New York: Routledge.
  • Lash, S. (2010). Intensive Culture: Social Theory, Religion and Contemporary Capitalism. Los Angeles / London/New Delhi /Singapore /Washington: Sage Publishing.
  • Malafouris, L. (2014). Creative Thinging. The Feeling of and for Clay. Pragmatics & Cognition, 22(1), 140–158.
  • Meillassoux, Q. (2008). After Finitude. An Essay on the Necessity of Contingency. New York: Continuum.
  • Mersch, D. (2010). Posthermeneutik. Berlin: Akademie Verlag.
  • Reckwitz, A. (2012). Die Erfindung der Kreativität. Zum Prozess gesellschaftlicher Ästhetisierung. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Romano, C. (2009). Event and World. New York: Fordham University Press.
  • Gallagher, S., Martínez, S. F., & Gastelum, M. (2017). Action-Space and Time: Towards an Enactive Hermeneutics. In B. Janz (Ed.), Place, Space and Hermeneutics (83–96). Dordrecht: Springer.
  • Shusterman, R. (2012). Thinking Through the Body: Essays in Somaesthetics. Cambridge, New York: Cambridge University Press.
  • Toadvine T., & Lawlor, L. (Eds.). (2007). The Merleau-Ponty Reader. Evanston Illinois: Northwestern University Press.