Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1893


ГЕРМЕНЕВТИКА ИГРЫ И ВИРТУАЛИЗАЦИЯ МИРА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ В РАБОТАХ Х.-Г. ГАДАМЕРА

Название на языке публикации: ГЕРМЕНЕВТИКА ИГРЫ И ВИРТУАЛИЗАЦИЯ МИРА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ В РАБОТАХ Х.-Г. ГАДАМЕРА
Автор: ПАВЕЛ БАРКОВСКИЙ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 9, №1 (2020), 15–43
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2020-9-1-15-43 PDF (Загрузок: 2474)

Аннотация
В статье рассматривается значение смысловой взаимосвязи понимания и игры в герменевтическом анализе опыта искусства Гадамера. В центре внимания — вопрос о построении воображаемых (виртуальных) миров как игровой реальности понимания. Тем самым утверждается обращение к опыту искусства как к парадигматическому предмету герменевтической работы и подчеркивается важность понимания такого опыта как особого вида игры, которая переносит нас на уровень онтологии, а не эстетики восприятия как в классическом рассмотрении этого вопроса. Наряду с объяснением общей идеи игры в герменевтике Гадамера, рассматриваются также основные черты самой художественной игры, что превращает ее в многомерную реальность особого рода и зону обретения человеческой свободы. Проблематизация языка показывает, что язык является средством развития художественной игры и понимания, а этические аспекты герменевтического диалога в процессе игры становятся темой, которая представляет особый интерес. Автор развивает свои теоретические рассуждения на основе сравнительного герменевтического анализа стихов Гельдерлина в работах М. Хайдеггера и Г. Гадамера, которое раскрывает разнообразие и нелинейность нашей интерпретации культуры, способность видеть в ней неисчерпаемый источник новых значений и ассоциативных связей в результате игры искусства и его понимания.

Ключевые слова
Герменевтика, произведение искусства, игра, Гадамер, онтология игры, язык, культура.

References

  • Barkouski, P. (2004). To the Critics of Logocentrism of the Hermeneutical Philosophy. Doxa. Naukovi praci z filosofii ta filologii, 6, 69–78. Odessa: Odessa National University Press Publ. (In Russian).
  • Barkouski, P. (2008). The Phenomena of Understanding. The Contours of the Contemporary Philosophical Hermeneutics. Minsk: Econompress Publ. (In Russian).
  • Barkouski, P. (2018). Hermeneutical Game Ontology as a Way for Understanding of Culture and Creative Work of the Digital Age. In N. M. Smirnova (Ed.), Filosofija tvorchestva. Almanac. Vol. 4. Мoscow: IIntell Publ. (In Russian).
  • Caillois, R. (2007). Man, Play and Games. Rus. Ed. Мoscow: OGI Publ. (In Russian).
  • Fink, E. (1988). The Basic Phenomena of Human Existence. In Ju. Popov (Ed.), Problemy cheloveka v zapadnoi filosofii (357–402). Rus. Ed. Moscow: Progress Publ. (In Russian).
  • Flatscher, M. (2003). Das Spiel der Kunst als die Kunst des Spiels. Bemerkungen zum Spiel bei Gadamer und Wittgenstein. In R. Esterbauer (Ed.), Orte des Schönen. Phänomenologische Annäherungen. Für Günther Pöltner zum 60. Geburtstag (125–154). Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Frank, M. (2007). The Universality Claim of Hermeneutics. In S. Zabala (Ed.), Weakening Philosophy. Essays in Honour of Gianni Vattimo (159–183). McGill-Queen’s University Press.
  • Gadamer, H.-G. (1987). Spiel und Welt (E. Fink). In Gesammelte Werke. Bd. 4. Tübingen: Mohr Siebeck.
  • Gadamer, H.-G. (1988). Truth and Method. Rus. Ed. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russian).
  • Gadamer, H.-G. (1991). The Relevance of the Beautiful. Rus. Ed. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian).
  • Gadamer, H.-G. (1993). Das Spiel der Kunst. In Gesammelte Werke. Bd. 8. Tübingen: Mohr Siebeck.
  • Gafarov, H. (2003). H.-G. Gadamer’s Philosophical Hermeneutics: Formation and Development. Minsk: NIHE Publ. (In Russian).
  • Goodman, N. (2001). Ways of Worldmaking. Rus. Ed. Moscow: Idea-Press, Logos, Praxis Publ. (In Russian).
  • Grondin, J. (2014). Do Gadamer and Ricoeur Have the Same Understanding of Hermeneutics? In M. Xie (Ed.), The Agon of Interpretations: Towards a Critical Intercultural Hermeneutics (43–64). Toronto: Toronto University Press.
  • Habermas, J. (1971). Universalanspruch der Hermeneutik. In J. Habermas, H.-G. Gadamer, & K.-O. Apel (Eds.), Hermeneutik und Ideologiekritik: Zu Gadamers Wahrheit und Methode (120– 159). Frankfurt: Suhrkamp.
  • Heidegger, M. (2003). Erläuterungen zu Hölderlins Dichtung. Rus. & German Eds. St Petersburg: Akademicheskij projekt Publ. (In Russian and German).
  • Heidegger, M. (2008). The Origin of the Work of Art (Der Ursprung des Kunstwerkes). Rus. Ed. Moscow: Akademicheskij projekt Publ. (In Russian).
  • Heidegger, M. (2018). Ontologie (Hermeneutik der Faktizität). Frühe Freiburger Vorlesung Sommersemester 1923. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Mikhaylov, I. (2009). H.-G. Gadamer. In I. Blauberg (Ed.), Filosofy XX veka. Kniga 3 (42–63). Moscow: Iskusstvo XXI vek Publ. (In Russian).
  • Nabokov, V. (1990). Strong Opinions. N.Y.: Vintage.
  • Palmer, R. E. (2000). Gadamer’s Recent Work on Language and Philosophy: On „Zur Phänomenologie von Ritual und Sprache“. Continental Philosophy Review, 33, 381–393.
  • Regan, P. (2012). Hans-Georg Gadamer’s Philosophical Hermeneutics: Concepts of Reading, Understanding and Interpretation. META: Research in Hermeneutics, Phenomenology, and Practical Philosophy, IV (2), 286–303. Iasi: Alexandru Ioan Cuza University Press.
  • Risser, J. (1997). Hermeneutics Between Heidegger and Gadamer. Philosophy Today, 41, 134–141.
  • Vilhauer, M. (2010). Gadamer’s Ethics of Play. Hermeneutics and the Other. Lanham, Maryland: Lexington Books.
  • Vilhauer, M. (2013). Gadamer and the Game of Understanding. Dialogue-Play and Opening to the Other. In E. Ryall (Ed.), The Philosophy of Play. Routledge.
  • Voronina, O. Ju. (2001). “The Play of the Worlds” and Artistic Reality: the Ontological Problem in V. V. Nabokov’s Works. Nabokovskij vestnik, 6, 156–166. (In Russian).