Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2199


ОТ СЧАСТЬЯ К БЛАГОСЛОВЕННОСТИ: ГУССЕРЛЬ ОБ ЭВДЕМОНИИ, ДОБРОДЕТЕЛИ И ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ

Название на языке публикации: FROM HAPPINESS TO BLESSEDNESS: HUSSERL ON EUDAIMONIA, VIRTUE, AND THE BEST LIFE
Автор: МАРКО КАВАЛЛАРО, ДЖОРДЖ ХЕФФЕРНАН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №2 (2019), 353-388
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-2-353-388 PDF (Загрузок: 5220)

Аннотация
В этой статье рассматривается гуссерлевская феноменология счастья и разрабатывается этика эвдемонии. Статья состоит из пяти частей. В первой части авторы утверждают, что феноменология счастья представляет собой необходимую и вместе с тем относительно игнорируемую область исследования, и демонстрируют, что, вопреки сложившимся представлениям, Гуссерль также её разрабатывал. Во второй части рассматривается взаимосвязь между феноменологической этикой и этикой добродетели, при этом особенное внимание обращено на многочисленные попытки Гуссерля сформулировать категорический императив. В третьей части определяются и проясняются некоторые существенные аспекты гуссерлевской феноменологии счастья, а именно его эвдемонизм. К этим аспектам относятся суть вопроса о счастье и возможность феноменологического ответа на него, а также такие темы как воля, предназначение, долг, привычка, необходимость рефлексии и критического отношения к себе, важность общения и солидарности, влияние удачи и судьбы, разные формы сожаления. В четвёртой части авторы устанавливают и исследуют связь между метаэтикой Гуссерля и его метафизикой. В пятой части авторы намечают возможность развития его концепции, в свете связи между счастьем и благословенной жизнью. Отмечая объем и разработанность исследовательской литературы на тему феноменологической этики Гуссерля, литературы, на которую эта статья во многом опирается, в данной статье предлагается целостный подход, который, как нам кажется, поможет критически прояснить гуссерлевское определение счастья, добродетели, благословенной жизни, и это возможно благодаря полной и окончательной демонстрации того как феноменологическая метаэтика переплетена с феноменологической метафизикой.

Ключевые слова
Гуссерль, феноменология, пограничные проблемы, эвдемония, счастье, благословенная жизнь.

References

  • Annas, J. (1989). Aristotle on Virtue and Happiness. University of Dayton Review, 19, 7–22.
  • Annas, J. (1993). The Morality of Happiness. New York & Oxford: Oxford University Press.
  • Annas, J. (2003). Should Virtue Make You Happy? Apeiron, 35, 1–19.
  • Annas, J. (2008a). Virtue and Eudaimonism. In S. Cahn & C. Vitrano (Eds.), Happiness: Classic and Contemporary Readings in Philosophy (245–261). New York & Oxford: Oxford University Press.
  • Annas, J. (2008b). Happiness as Achievement. In S. Cahn & C. Vitrano (Eds.), Happiness: Classic and Contemporary Readings in Philosophy (238–245). New York & Oxford: Oxford University Press.
  • Aristotle. (1999). Nicomachean Ethics (2nd ed.). Indianapolis & Cambridge, Massachusetts: Hackett Publishing Company.
  • Arroyo, C. (2009). The Role of Feelings in Husserl’s Ethics. Idealistic Studies, 39, 11–22.
  • Augustine. (1984). On the Happy Life. In M. Clark (Ed.), Augustine: Selected Writings (163–194). Mahwah, New Jersey: Paulist Press.
  • Ben-Shahar, T. (2007). Happier: Learn the Secrets to Daily Joy and Lasting Fulfillment. New York: McGraw-Hill.
  • Brentano, F. (1969). Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis. Hamburg: Felix Meiner.
  • Brentano, F. (1978). Grundlegung und Aufbau der Ethik. Hamburg: Felix Meiner.
  • Brudzińska, J. (2017). In Sachen Glück: Ein genetisch-phänomenologischer Ansatz. Gestalt Theory, 39, 281–302.
  • Cahn, S. (2004). The Happy Immoralist. In S. Cahn & C. Vitrano (Eds.), Happiness: Classic and Contemporary Readings in Philosophy (262). New York & Oxford: Oxford University Press.
  • Cahn, S. (2008a). A Challenge to Morality. In S. Cahn & C. Vitrano (Eds.), Happiness: Classic and Contemporary Readings in Philosophy (265). New York & Oxford: Oxford University Press.
  • Cahn, S. (2008b). A Further Challenge. In S. Cahn & C. Vitrano (Eds.), Happiness: Classic and Contemporary Readings in Philosophy (266). New York & Oxford: Oxford University Press.
  • Cahn, S., & Vitrano, C. (2015). Happiness and Goodness: Philosophical Reflections on Living Well. New York: Columbia University Press.
  • Cairns, D. (1973). Guide for Translating Husserl. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Cobet, T. (2003). Husserl, Kant und die Praktische Philosophie: Analysen zu Moralität und Freiheit. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Drummond, J. (1995). Moral Objectivity: Husserl’s Sentiments of the Understanding. Husserl Studies, 12, 165–183.
  • Drummond, J. (2002). Aristotelianism and Phenomenology. In J. Drummond & L. Embree (Eds.), Phenomenological Approaches to Moral Philosophy: A Handbook (15–45). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Drummond, J. (2010). Self-responsibility and Eudaimonia. In C. Ierna, H. Jacobs, & F. Mattens (Eds.), Philosophy, Phenomenology, Sciences: Essays in Commemoration of Edmund Husserl (411–430). Dordrecht: Springer.
  • Drummond, J. (2013). Phenomenology, Eudaimonia, and the Virtues. In K. Hermberg & P. Gyllenhammer (Eds.), Phenomenology and Virtue Ethics (97–112). London & New York: Bloomsbury Publishing.
  • Drummond, J. (2014). Husserl’s Phenomenological Axiology and Aristotelian Virtue Ethics. In M. Tuominen, S. Heinämaa, & V. Mäkinen (Eds.), New Perspectives on Aristotelianism and Its Critics (179–195). Leiden: Brill.
  • Drummond, J. (2015). Neo-Aristotelian Ethics: Naturalistic or Phenomenological. In J. Bloechl & N. de Warren (Eds.), Phenomenology in a New Key—Between Analysis and History: Essays in Honor of Richard Cobb-Stevens (135–149). Dordrecht: Springer.
  • Drummond, J. (2018). Husserl’s Middle Period and the Development of his Ethics. In D. Zahavi (Ed.), The Oxford Handbook of the History of Phenomenology (135–154). Oxford: Oxford University Press.
  • Fichte, J. G. (1979). Die Bestimmung des Menschen (5th ed.). Hamburg: Felix Meiner.
  • Fichte, J. G. (1983). Die Anweisung zum seligen Leben (3rd ed.). Hamburg: Felix Meiner.
  • Frankfurt, H. (1971). Freedom of the Will and the Concept of a Person. Journal of Philosophy, 68, 5–20.
  • Goto, H. (2004). Der Begriff der Person in der Phänomenologie Edmund Husserls: Ein Interpretationsversuch der Husserlschen Phänomenologie als Ethik im Hinblick auf den Begriff der Habitualität. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Hart, J. (1992). The Person and the Common Life: Studies in a Husserlian Social Ethics. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Hart, J. (1995). Husserl and Fichte—with Special Regard to Husserl’s Lectures on Fichte’s Ideal of Humanity. Husserl Studies, 12, 135–163.
  • Hart, J. (2006). The Absolute Ought and the Unique Individual. Husserl Studies, 22, 223–240.
  • Haybron, D. (2008). The Pursuit of Unhappiness: The Elusive Psychology of Well-Being. Oxford: Oxford University Press.
  • Heffernan, G. (2010). The phronimos, the phainomena, and the pragmata: Are We Responsible for the Things that Appear to Us to be Good for Us? An Axiological Exercise in Aristotelian Phenomenology. The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy, 10, 171–200.
  • Heffernan, G. (2014). The Phenomenon Happiness: Prolegomena to a Phenomenological Description. The Humanistic Psychologist, 42, 249–267.
  • Heinämaa, S. (2017). On the Complexity and Wholeness of Human Beings: Husserlian Perspectives. International Journal of Philosophical Studies, 25, 393–406.
  • Held, K. (2010). Gott in Edmund Husserls Phänomenologie. In C. Ierna, H. Jacobs, & F. Mattens (Eds.), Philosophy, Phenomenology, Sciences: Essays in Commemoration of Edmund Husserl (723–738). Dordrecht: Springer.
  • Hermberg, K., & Gyllenhammer, P. (Eds.). (2013). Phenomenology and Virtue Ethics: Issues in Phenomenology and Hermeneutics. London: Bloomsbury Publishing.
  • Hobbes, T. (1968). Leviathan. Harmondsworth: Penguin Books.
  • Husserl, E. (1950–2014). Gesammelte Werke or Husserliana (vols. I–XLII). The Hague: Martinus Nijhoff, 1950–1987; Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1988–2004; Dordrecht: Springer, 2004–2014.
  • Husserl, E. (1969). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie, Zweites Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution (Hua IV). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1987). Fichtes Menschheitsideal. In Hua XXV (267–293). Dordrecht: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1988). Vorlesungen über Ethik und Wertlehre (1908–1914) (Hua XXVIII). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1989a). Aufsätze und Vorträge (1922–1937) (Hua XXVII). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1989b). Fünf Aufsätze über Erneuerung. In Hua XXVII (3–94). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1994). Briefwechsel (I–X). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2001–2012). Materialien (I–IX). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers & Springer.
  • Husserl, E. (2004). Einleitung in die Ethik: Vorlesungen Sommersemester 1920/1924 (Hua XXXVII). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2014). Grenzprobleme der Phänomenologie: Analysen des Unbewusstseins und der Instinkte, Metaphysik, Späte Ethik—Texte aus dem Nachlass (1908–1937) (Hua XLII). Dordrecht: Springer.
  • Irvine, W. (2009). A Guide to the Good Life: The Ancient Art of Stoic Joy. Oxford: Oxford University Press.
  • James, W. (1896). The Will to Believe. The New World, 5, 327–347.
  • Kant, I. (1974). Kritik der praktischen Vernunft. Hamburg: Felix Meiner.
  • Kant, I. (1996). The Cambridge Edition of the Works of Immanuel Kant: Practical Philosophy (M. Gregor, Ed. & Trans.). Cambridge: Cambridge University Press.
  • Kant, I. (1999). Grundlegung zur Metaphysik der Sitten (B. Kraft & D. Schönecker, Eds.). Hamburg: Felix Meiner.
  • Kekes, J. (1982). Happiness. Mind, 91, 358–376.
  • Kraut, R. (1979). Two Conceptions of Happiness. Philosophical Review, 88, 167–197.
  • Kraut, R. (1989). Aristotle on the Human Good. Princeton: Princeton University Press.
  • Loidolt, S. (2010). Husserl und das Faktum der praktischen Vernunft: Phänomenologische Ansprüche an eine philosophische Ethik. In C. Ierna, H. Jacobs, & F. Mattens (Eds.), Philosophy, Phenomenology, Sciences: Essays in Commemoration of Edmund Husserl (483–503). Dordrecht: Springer.
  • Loidolt, S. (2011). Ist Husserls späte Ethik ‘existenzialistisch’? Journal Phänomenologie, 36, 36–50.
  • Loidolt, S. (2018). Value, Freedom, Responsibility: Central Themes in Phenomenological Ethics. In D. Zahavi (Ed.), The Oxford Handbook of the History of Phenomenology (696–716). Oxford: Oxford University Press.
  • Luft, S. (2010). Das Subjekt als moralische Person: Zu Husserls späten Reflexionen bezüglich des Personenbegriffs. In P. Merz, A. Staiti, & F. Steffen (Eds.), Geist–Person–Gemeinschaft: Freiburger Beiträge zur Aktualität Husserls (221–240). Würzburg: Ergon Verlag.
  • Luft, S. (2012). The Subject as Moral Person: On Husserl’s Late Reflections concerning the Concept of Personhood. In G.-J. van der Heiden, K. Novotny, I. Römer, & L. Tengelyi (Eds.), Investigating Subjectivity: Classical and New Perspectives (25–41). Leiden: Brill.
  • Lyubomirsky, S. (2008). The How of Happiness: A Scientific Approach to Getting the Life You Want. New York: Penguin Books.
  • MacIntyre, A. (2007). After Virtue: A Study in Moral Theory (3rd ed.). South Bend: University of Notre Dame Press.
  • Marion, J.-L. (1989). Réduction et donation: Recherches sur Husserl, Heidegger et la phénoménologie. Paris: Presses Universitaires de France.
  • Marion, J.-L. (1997). Étant donné : Essai d’une phénoménologie de la donation. Paris: Presses Universitaires de France.
  • Marion, J.-L. (2001). De surcroît: Études sur les phénomènes saturés. Paris: Presses Universitaires de France.
  • Melle, U. (1991). The Development of Husserl’s Ethics. Études Phénoménologiques, 13–14, 115–135.
  • Melle, U. (2002). From Reason to Love. In J. Drummond & L. Embree (Eds.), Phenomenological Approaches to Moral Philosophy: A Handbook (229–248). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Melle, U. (2007). Husserl’s Personalist Ethics. Husserl Studies, 23, 1–15.
  • Mensch, J. (2003). Ethics and Selfhood: Alterity and the Phenomenology of Obligation. Albany, New York: State University of New York Press.
  • Obsieger, B. (2016). Husserls Frage: „Kann ich mein Leben leben, ohne dass ich es wollen kann?“ In K.-H. Lembeck, K. Mertens, & E.-W. Orth (Eds.), Phänomenologische Forschungen 2015 (323–334). Hamburg: Felix Meiner.
  • Peucker, H. (2007). Husserl’s Critique of Kant’s Ethics. Journal of the History of Philosophy, 45, 309–319.
  • Peucker, H. (2008). From Logic to the Person: An Introduction to Edmund Husserl’s Ethics. The Review of Metaphysics, 62, 307–325.
  • Peucker, H. (2010). Aristotelische Elemente in der Ethik von Edmund Husserl. Philosophisches Jahrbuch, 117, 54–68.
  • Peucker, H. (2011). Die ethischen Grundlagen von Husserls Philosophie. Journal Phänomenologie, 36, 10–20.
  • Plato (2006). The Republic (R. E. Allen, Trans.). New Haven: Yale University Press.
  • Pradelle, D. (2016). Critique phénoménologique de l’éthique kantienne. Meta: Research in Hermeneutics, Phenomenology, and Practical Philosophy, 8, 442–481.
  • Rinofner-Kreidl, S. (2010). Husserl’s Categorical Imperative and His Related Critique of Kant. In P. Vandevelde & S. Luft (Eds.). Epistemology, Archaeology, Ethics: Current Investigations of Husserl’s Corpus (188–210). London: Continuum.
  • Rinofner-Kreidl, S. (2017). Ethik. In S. Luft & M. Wehrle (Eds.), Husserl–Handbuch: Leben–Werk–Wirkung (184–196). Stuttgart: J. B. Metzler.
  • Römer, I. (2011). Von der wertmaximierenden Leistungsmaschine zur vernünftigen liebenden Person: Subjektivität in Husserls Ethik. Journal Phänomenologie, 36, 21–35.
  • Roth, A. (1960). Edmund Husserls ethische Untersuchungen: Dargestellt anhand seiner Vorlesungsmanuskripte. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Schuhmann, K. (1977). Husserl-Chronik: Denk- und Lebensweg Edmund Husserls. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Schuhmann, K. (1991). Probleme der Husserlschen Wertlehre. Philosophisches Jahrbuch, 98, 106–113.
  • Seligman, M. (2002). Authentic Happiness: Using the New Positive Psychology to Realize Your Potential for Lasting Fulfillment. New York: Free Press.
  • Staiti, A. (2013). A Grasp from afar: Überschau and the Givenness of Life in Husserlian Phenomenology. Continental Philosophy Review, 46, 21–36.
  • Toulemont, R. (1962). L’essence de la société selon Husserl. Paris: Presses universitaires de France.
  • Tullius, W. (2015). Renewal and Tradition: Phenomenology as “Faith Seeking Understanding” in the Work of Edmund Husserl. American Catholic Philosophical Quarterly, 89, 1–26.
  • Tullius, W. (2017). On the Aristotelian Underpinnings of Husserl’s Ethics of Vocation. The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy, 15, 102–123.
  • Ubiali, M. (2017). Aristotelian Echoes in Husserl’s Ethics: Character, Decision, and Philosophy as the Highest Good. The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy, 15, 84–101.
  • Vaihinger, H. (1911). Die Philosophie des Als Ob: System der theoretischen, praktischen und religiösen Fiktionen der Menschheit auf Grund eines idealistischen Positivismus. Mit einem Anhang über Kant und Nietzsche. Berlin: Reuther & Reichard.
  • Vitrano, C. (2008). Happiness and Morality. In S. Cahn & C. Vitrano (Eds.), Happiness: Classic and Contemporary Readings in Philosophy (267–272). New York & Oxford: Oxford University Press.
  • Vitrano, C. (2009). The Happy Immoralist. In R. Talisse & M. Eckert (Eds.), A Teacher’s Life: Essays for Steven M. Cahn (149–153). Lanham, Maryland: Lexington Books.
  • Vitrano, C. (2014). The Nature and Value of Happiness. Boulder, Colorado: Westview Press.
  • Wallace, R. J. (2013). The View from Here: On Affirmation, Attachment, and the Limits of Regret. New York: Oxford University Press.
  • Williams, B. (1985). Ethics and the Limits of Philosophy. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press.
  • ADDENDA: UNPUBLISHED MANUSCRIPTS OF HUSSERL

  • A V 5: Anthropologie, Psychologie mit Beilagen zu den Amsterdamer Vorlesungen. Menschliche Umwelt (“Lebenswelt”)—Welt der Personen. Erfahrung und Praxis. Praktische Tradition, das “Gewohnheitsmäßige”—Aufbau der Normalitäten (1927–1933).
  • F I 24: Formale Ethik und Probleme der ethischen Vernunft (1909–1923).
  • F I 28: Freiburger Vorlesungen zur Einleitung in die Ethik (1920–1924).
  • F I 40: Wintersemester 1919/20. Vorlesungen über Einleitung in die Philosophie, systematisch [Der erste Stuck stammt aus den Vorlesungen über Einleitung 1916 u. 1918] (1916–1920).