Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1971


ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ ЭГО В КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ: СОВПАДЕНИЯ И РАЗЛИЧИЯ

Название на языке публикации: THE TRANSCENDENCE OF THE EGO IN CONTINENTAL PHILOSOPHY — CONVERGENCES AND DIVERGENCES
Автор: СТАФИС ЛИВАДАС
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №2 (2019), 573-601
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-2-573-601 PDF (Загрузок: 2057)

Аннотация
В статье речь идет о центральной проблеме континентальной философии, о природе эго, понятого как концепт, который возник в субъективном идеализме в немецкой школе в начале XIX столетия и который в дальнейшем был представлен в различных модификациях в XX столетии. Я собираюсь обсудить такие основные философские позиции как феноменология эго у Гуссерля в его поздний трансцендентальный период, хайдеггероский взгляд на природу Dasein, подход Сартра в отношении бытия-для-себя, разработанный в основном в «Бытии и ничто». Центральный тезис, обосновываемый в этой статье, заключается в том, что само-конституирующая темпоральность трансцендентального эго в качестве имманентного феномена может служить общим обоснованием природы трансцендентального эго как в гуссерлианской феноменологии, так и в альтернативных позициях Хайдеггера и Сартра и, таким образом, первичный вопрос о возможности онтологии чистого эго может быть переведен в плоскость ответа на вопрос о возникновении и основании внутренней временности. В этом случае мы заново сталкиваемся с цикличностью бесконечного регресса рефлектируемого-рефлектирующего и неизбежностью субъективного характера возникновения временности. Кроме этого ключевого вопроса, являющегося центральным для этой статьи, не менее важным является дискуссия по поводу совпадения и различия в отношении сущностной природы гуссерлианского эго, хайдеггерианского Dasein и сартровского бытия-для-себя, в особенности в отношении широко дискутируемой среди ученых проблемы «экстериорности» двух последних «эгологических» концепций по отношению к миру в противовес «интериорности» гуссерлианского абсолютного эго.

Ключевые слова
Абсолютный поток сознания, бытие-для-себя, бытие-в-себе, Dasein, экстатичность, бесконечный регресс, темпоральное единство, трансцендентальное эго.

References

  • Bernet, R. (1994). La vie du sujet. Paris: PUF.
  • Brough, B. G., & Blattner, W. (2006). Temporality. In K. H. Dreyfus & A. M. Wrathall (Eds.), A Companion to Phenomenology and Existentialism (127-134). Chichester: Wiley-Blackwell.
  • Crowell, G. S. (1990). Husseri, Heidegger, and Transcendental Philosophy: Another Look at the Encyclopaedia Britannica Article. Philosophy and Phenomenological Research, 1(3), 501-518.
  • Dreyfus, K. H., & Wrathall, A. M. (Eds.). (2006). A Companion to Phenomenology and Existentialism. Chichester: Wiley-Blackwell.
  • Heelan, P. (1988). Space-Perception and the Philosophy of Science. Oakland: University of California Press.
  • Heidegger, M. (1982). The Basic Problems of Phenomenology. Bloomington: Indiana University Press.
  • Heidegger, M. (1986). Sein und Zeit. Tübingen: M. Niemeyer Verlag.
  • Heidegger, M. (1996). Being and Time. Albany: State University of New York Press.
  • Heidegger, M. (1999). Ontology — The Hermeneutics of Facticity. Bloomington: Indiana University Press.
  • Heidegger, M. (2004). Der Begriff der Zeit. Frankfurt: V. Klostermann.
  • Heidegger, M. (2011). The Concept of Time. NY: Continuum.
  • Held, K. (2007). Phenomenology of ‘Authentic Time’ in Husserl and Heidegger. International Journal of Philosophical Studies, 15(3), 327-347.
  • Husserl, E. (1962). Die Krisis der Europäischen Wissenschaften und die Transzendentale Phänomenologie (Hua VI). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1966). Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeibewusstseins (Hua X). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973). Experience and Judgment. London: Routledge & Kegan Paul.
  • Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie, Erstes Buch (Hua III/I). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1983). Ideas pertaining to a pure phenomenology and to a phenomenological philosophy: First Book. The Hague: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen (zweiter Band, erster Teil). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1992). Formale und Transzendentale Logik, Band XVII. Hamburg: Felix Meiner Verlag.
  • Husserl, E. (2001a). Die Bernauer Manuskripte über das Zeitbewusstsein (1917/18). Dordrecht: Kluwer Acad. Pub.
  • Husserl, E. (2001b). Späte Texte über Zeitkonstitution, Die C-Manuscripte (Hua Materialien VIII). Dordrecht: Springer.
  • Keller, P. (1999). Husserl and Heidegger on Human Experience. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Levy, L. (2016). Intentionality, Consciousness and the Ego: The Influence of Husserl’s “Logical Investigations” on Sartre’s Early Work. The European Legacy, 21, 511-524.
  • Livadas, S. (2009). The Leap from the Ego of Temporal Consciousness to the Phenomenology of Mathematical Continuum. Manuscrito, 32 (2), 321-357.
  • Macann, C. (1991). The Impossibility of a Phenomenological Constitution of the Transcendental Ego. In Presence and Coincidence, Phaenomenologica, 119 (41-56). Dordrecht: Kluwer Acad. Pub.
  • Merlan, P. (1947). Time Consciousness in Husserl and Heidegger. Philosophy and Phenomenological Research, 8 (1), 23-54.
  • Patočka, J. (1992). Introduction à la phénoménologie de Husserl. Grenoble: Ed. Millon.
  • Sartre, J. P. (1943). L’ être et le néant. Paris: Ed. Gallimard.
  • Sartre, J. P. (1960). The Transcendence of the Ego. New York: Hill & Wang.
  • Sartre, J. P. (1992). Being and Nothingness. NY: Washington Square Press.
  • Tandon, A. (1998). Sartre’s Non-Egological Conception of Consciousness. Indian Philosophical Quarterly, 25(4), 467-476.
  • Thomas, C. V. (1990). The Development of Time Consciousness From Husserl to Heidegger. In T. A. Tymieniecka (Ed.) The Moral Sense and Its Foundational Significance: Self, Person, Historicity, Community. Analecta Husserliana, 31 (347-360). Dordrecht: Springer.
  • Tieszen, R. (2011). After Gödel: Platonism and Rationalism in Mathematics and Logic. Oxford: Oxford University Press.
  • Van Atten, M., van Dalen, D., & Tieszen, R. (2002). Brouwer and Weyl: The Phenomenology and Mathematics of the Intuitive Continuum. Philosophia Mathematica, 10(3), 203-226.
  • Zahavi, D. (Ed.). (1998). Self-Awareness, Temporality, and Alterity. Dordrecht: Springer.
  • Zahavi, D. (2002). The Three Concepts of Consciousness in “Logische Untersuchungen”. Husserl Studies, 18, 51-64.
  • Zahavi, D. (2011). Unity of Consciousness and the Problem of Self. In S. Gallagher (Ed.), The Oxford Handbook of the Self (316-338). Oxford: Oxford Univ. Press.
  • Zahavi, D. (2012). The Time of the Self. Grazer Philosophische Studien, 84, 143-159.