Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2294


ДАННОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА ФЕНОМЕНОЛОГИИ

Название на языке публикации: ДАННОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА ФЕНОМЕНОЛОГИИ
Автор: МИХАИЛ БЕЛОУСОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №2 (2019), 536-572
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-2-536-572 PDF (Загрузок: 2919)

Аннотация
Согласно «принципу всех принципов», сформулированному в Идеях I, изначально дающее созерцание есть правовой источник любого познания. Этот принцип, как принцип данности, как будто полагает предел философской проблематизации, поскольку подлинная данность не оставляет вопросов и представляет собой, согласно формулировке Гуссерля, абсолютную самопонятность. Отталкиваясь от ключевых различений и интуиций основателя феноменологии, я, напротив, попытаюсь показать, что феноменологическое приведение феномена к данности не снимает, а конституирует его проблематичность. Отправной точкой в обосновании этого тезиса служит анализ коррелятивных различий между интенцией и осуществлением значения и подразумеваемым и осуществляющим смыслом, которые определяют проблематику данности в феноменологии. Во второй части я намерен показать, что гуссерлевская идея «предельного осуществления», снимающего нехватку данности по отношению к смыслу и тем самым, на первый взгляд, устраняющего проблематичность, есть вместе с тем идея «предельного опустошения» смысла, превращающего его в проблему. В этом контексте в статье будет проведено сопоставление гуссерлевского описания опыта «предельного осуществления» с хайдеггеровским анализом феномена смерти в «Бытии и времени» с тем, чтобы продемонстрировать их родство в плане упомянутого мотива. В заключительной части на основании описания метаболизма как движения жизни у Ханса Йонаса проводится аналогия между отношением живого организма и материи, с одной стороны, и отношением проблемы и данности, с другой, и обосновывается тезис, что проблематичность является не тупиком, искусственно создаваемым философией, а конститутивной чертой жизни и жизненного мира.

Ключевые слова
Данность, созерцание, проблема, горизонт, Гуссерль, Хайдеггер, осуществление, возможность, невозможность.

References

  • Bernet, R., Kern, I., & Marbach, E. (1996). Edmund Husserl. Darstellung seines Denkens. Hamburg: Meiner.
  • Borisov, E. (1998). Fenomenologicheskii metod Khaideggera [Heidegger’s Phenomenological Method]. In M. Khaidegger, Prolegomeny k istorii ponyatiya vremeni [Prolegomena to History of the Concept of Time] (345-375). Tomsk: Vodolei. (in Russian).
  • Chernavin, G. (2013a). Teleologia soglasovannosti opyta v fenomenologii Gusserlya [The Teleology of Concordant Experience in Husserl’s Phenomenology]. Horizon. Studies in Phenomenology, 2(1), 28-47. (in Russian).
  • Chernavin, G. (2013b). Erscheinung in der Schwebe zwischen Sein und Schein: von Herbart zu Husserl. Horizon. Studies in Phenomenology, 2(2), 7-16.
  • Chernavin, G. (2018). Neponyatnost samo soboi razumeiushegosya [The Oddity of the Taken for Granted]. St Petersburg, Moscow: Dobrosvet. (in Russian).
  • Chernyakov, A. (2001). Ontologiya vremeni. Bytie i vremya v filosofii Aristotelya, Gusserlya i Khaideggera [Ontology of Time. Being and Time in Philosophy of Aristotle, Husserl and Heidegger]. St Petersburg: Vysshaja religiosno-filosofskaja shkola. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (2004). Krizis evropeiskikh nauk i transcendentalnaja fenomenoogija. Vvedenie v fenomenologicheskuiu filosofiiu [The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. The General Introduction to Phenomenological Philosophy]. Moscow: Vladimir Dal. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (2009). Idei k chistoi fenomenologii i fenomenologicheskoi filosofii. Kniga pervaja [Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. Book I]. Moscow: Akademicheskii proekt. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (2010). Karteziansie Meditatsii [Cartesian Meditations]. Moscow: Akademicheskii proekt. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (2011). Issledovanija po fenomenologii i teorii poznanija [Investigations in Phenomenology and Theory of Knowledge]. In Logicheskie issledovanija [Logical Investigations]. Moscow: Akadenicheskii proekt. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (2018). Ideja fenomenologii. Pjat lekcii [The Idea of Phenomenoogy. Five Lectures]. St Petersburg: Gumanitarnaja Akademija. (in Russian).
  • Heidegger, M. (1999). Zur Bestimmung der Philosophie. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2001). Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Husserl, E. (1966). Analysen zur passiven Synthesis. Aus Vorlesungs- und Forschungsmanuskripten 1918-1926. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973). Die Idee der Phänomenologie. Fünf Vorlesungen. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976a). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976b). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch. Algemeine Einführung in die reine Phänomenologie. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen. Bd.II. Zweiter Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (2002). Zur phänomenologischen Reduktion. Texte aus dem Nachlass. 1926-1935. Dordrecht/Boston/London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2008). Die Lebenswelt. Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution. Texte aus dem Nachlass (1916-1937). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Kant, I. (2006). Sochineniya na nemetskom i russkom yazykakh. Tom 2. Chast 1. Kritika chistogo razuma [Works in German and Russian. Volume 2. Part 1. Critique of Pure Reason]. Moscow: Nauka. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (1997). Bytie i vremya [Being and Time]. Moscow: Ad Marginem. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (1998). Prolegomeny k istorii ponatija vremeni [Prolegomena to History of the Concept of Time]. Tomsk: Vodolei. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (2001). Osnovnye problemy fenomenologii [The Basic Problems of Phenomenology]. St Petersburg: Vysshaja religiosno-filosofskaja shkola. (in Russian).
  • Khel’d, K. (2008). Khaidegger i printsip fenomenologii [Heidegger and the Principle of Phenomenology]. In Ezhegodnik po fenomenologicheskoi filosofii [Annual for Phenomenological Philosophy] (190-220). Moscow: RGGU. (in Russian).
  • Khel’d, K. (2010). Problema Boga v fenomenologii Edmunda Gusserlya [God in Edmund Husserl’s Phenomenology]. In Ezhegodnik po fenomenologicheskoi filosofii [Annual for Phenomenological Philosophy] (15-30). Moscow: RGGU. (in Russian).
  • Marion, J-L. (2014). Nashyshennyi fenomen [Saturated Phenomenon]. In A. Yampolskaya & S. Sholokhova (Eds.), Postfenomenologiya: novaya fenomenologiya vo Frantsii I za ee predelami [Postphenomenology: New Phenomenology in France and Beyond] (63-99). Moscow: Akademicheskii proekt. (in Russian).
  • Mensch, J. (2017). Life and the Reduction to the Life-World. Horizon. Studies in Phenomenology, 6(2), 13-29.
  • Tengeli, L. (2013). Neobkhodimost fakticheskogo u Aristotelya i Gusserlya: dva osnovopolozheniya metafisiki [Necessity of a Fact in Aristotle and Husserl: Two Foundations of Metaphysics]. Ezhegodnik po fenomenologicheskoi filosofii [Annual for Phenomenological Philosophy] (190-208). Moscow: RGGU. (in Russian).
  • Tengelyi, L. (2007). Erfahrung und Audruck. Phänomenologie im Umbruch bei Husserl und seinen Nachfolgern. Dordrecht: Springer.
  • Tengelyi, L. (2014). Welt und Unendlichkeit. Zum Problem phänomenologischer Metaphysik. Alber: Freiburg-München.
  • Yampolskaya, A. (2018). Iskusstvo fenomenologii [The Art of Phenomenology]. Moscow: RIPOL klassik. (in Russian).