- 25 Ноябрь 2019
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2922
РЕНО БАРБАРАС И МНОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ «ЖИЗНИ»
Название на языке публикации: | RENAUD BARBARAS AND THE MULTIPLE MEANING OF “LIFE” |
Автор: | ЯКУБ ЧАПЕК |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 8, №2 (2019), 516-535 |
Язык: | Английский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-2-516-535 | PDF (Загрузок: 3973) |
Аннотация
Философия Рено Барбараса последних лет представляет собой исключительно оригинальный вклад в феноменологию жизни. Настоящая статья исследует ее в свете определенных понятийных установок, основанных на работах Гуссерля, Хайдеггера и Мерло-Понти. Ранние феноменологические тексты иллюстрируют всю сложность феноменологического подхода к живому. Следует отметить двойную многозначность понятия «жизнь»: многозначность атрибуции («жизнь» применяется то к сознанию, то к организмам, а иногда отождествляется с экзистенцией) и многозначность смысла (жизнь высказывается разными способами). Разрабатывая собственную концепцию, Рено Барбарас начинает с глубокого анализа феноменологической идеи корреляции и приходит к новому понятию жизни, применяемому уже не к организмам, но к миру. Статья критически прослеживает этот переход от жизни организмов к жизни мира и артикулирует ряд вопросов, порождаемых этим переходом. Горизонтом для этих вопросов служит двойная многозначность понятия жизни. Несмотря на то, что утверждение о множественности значений «жизни» имеет чисто формальный характер, эта множественность может послужить основой для феноменологического анализа того, каким образом жизнь в действительности переживается в своих различных значениях.
Ключевые слова
Феноменология, жизнь, организм, сознание, биология, воплощение, Барбарас.
References
- Barbaras, R. (1999). Le désir et la distance. Introduction à une phénoménologie de la perception. Paris: Vrin, 1999.
- Barbaras, R. (2005). Desire and Distance. Introduction to a Phenomenology of perception. Stanford: Stanford University Press.
- Barbaras, R. (2008). Introduction à une phénoménologie de la vie. Paris: Vrin.
- Barbaras, R. (2011a). La vie lacunaire. Paris: Vrin.
- Barbaras, R. (2011b). L’ouverture du monde. Lecture de Jan Patočka. Chatou: Les Etitions de la Transparence.
- Barbaras, R. (2013). Dynamique de la manifestation. Paris: Vrin.
- Barbaras, R. (2016). Métaphysique du sentiment. Paris: Les Éditions du Cerf.
- Barbaras, R. (2018). La tautologie de la vie. Études phénoménologiques — Phenomenological Studies, 2, 1–19.
- Bimbenet, E. (2011). L’animal que je ne suis plus. Paris: Gallimard.
- Derrida, J. (1987). De l’esprit: Heidegger et la question. Paris: Galillé.
- Derrida, J. (2008). The Animal That Therefore I Am. New York: Fordham University Press.
- Duicu, D. (2014). Phénoménologie du mouvement. Patočka et l’héritage de la physique aristotélicienne. Paris: Hermann.
- Fink, E. (1957). Zur ontologischen Frühgeschichte von Raum — Zeit — Bewegung. The Hague: Nijhoff.
- Fink, E. (1958). Sein, Wahrheit, Welt: Vor-Fragen zum Problem des Phänomen-Begriffs. The Hague: Nijhoff.
- Fink, E. (1976). Nähe und Distanz: Phänomenologische Vorträge und Aufsätze. Freiburg im Breisgau: Alber.
- Heidegger, M. (1993). Sein und Zeit. Tübingen: Niemeyer.
- Heidegger, M. (1996). Being and Time. Albany, NY: SUNY.
- Heidegger, M. (2003). Phänomenologische Interpretationen zu Aristoteles. Stuttgart: Reclam.
- Heidegger, M. (2004). Die Grundbegriffe der Metaphysik: Welt-Endlichkeit-Einsamkeit. Frankfurt am Main: Klostermann.
- Husserl, E. (1985). Erfahrung und Urteil. Hamburg: Meiner.
- Husserl, E. (1992). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Gesammelte Schriften, 5. Hamburg: Meiner.
- Jonas, H. (2001). The Phenomenon of Life: Toward Philosophical Biology. Evanston, IL: Northwestern University Press.
- Merleau-Ponty, M. (1967). The Structure of Behavior. Boston, MA: Beacon Press.
- Merleau-Ponty, M. (2014). Phenomenology of Perception. London, New York: Routledge.
- Patočka, J. (1964). O filosofickém významu Aristotelova pojetí pohybu a historických výzkumů věnovaných jeho vývoji [On the Philosophical Meaning of Aristotle’s Concept of Motion and of Historical Investigations Dedicated to its Developement]. In Acta Universitatis Carolinae, Philosophica et Historica, 1, 87–96. (in Czech).
- Patočka, J. (1972). Weltganzes und Menschenwelt: Bemerkungen zu einem zeitgenössischen kosmologischen Ansatz. In W. Beierwaltes & W. Schrader (Eds.), Weltaspekte der Philosophie. Festschrift für R. Berlinger, 243–50. Amsterdam: Rodopi.
- Patočka, J. (1998). Body, Community, Language, World. Chicago, La Salle, Illinois: Open Court.
- Portman, A. (1995). Der Mensch — Ein Mängelwesen? In H. Keupp (Ed.), Lust an der Erkenntnis: Der Mensch als soziales Wesen, (92–100). Munich and Zurich: Piper.
- Scheler, M. (1998). Die Stellung des Menschen im Kosmos. Bonn: Bouvier.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
" | |
Мы в социальных сетях: