Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2267


О ВНЕШНЕМ И ВНУТРЕННЕМ ОПЫТЕ: ФРАНЦ БРЕНТАНО И МЕЙСТЕР ЭКХАРТ

Название на языке публикации: О ВНЕШНЕМ И ВНУТРЕННЕМ ОПЫТЕ: ФРАНЦ БРЕНТАНО И МЕЙСТЕР ЭКХАРТ
Автор: ЯРОСЛАВ СЛИНИН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №2 (2019), 442-459
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-2-442-459 PDF (Загрузок: 2827)

Аннотация
В своем учении Франц Брентано исходит из того, что наряду с внешними имеется и внутренний опыт. Внешний опыт знакомит нас с трансцендентным сознанию миров вещей, а внутренний опыт позволяет распознать строение самого сознания. Если в основе внешнего опыта лежит чувственное восприятие, то в основе внутреннего опыта лежит восприятие внутреннее, которое показывает, что сознание представляет собой последовательность актов в потоке нашего внутреннего времени. Согласно Брентано всякий акт сознания есть интенция, направленность на объект, который может быть назван интенциональным объектом. Как интенции, так и их объекты имманентны сознанию. К числу актов внешнего опыта относятся чувственное восприятие, воображение, умозрение, желание, воля и т.п. О том, как соотносятся интенциональные объекты такого рода актов с трансцендентными вещами, разные философы судят по-разному. На этом основании Брентано считает, что данные актов внешнего опыта не очевидны. Напротив, данные внутреннего опыта очевидны постольку, поскольку объектами внутреннего восприятия являются сами акты сознания, и, стало быть, во внутреннем опыте нет ничего трансцендентного сознанию. Брентано отмечает то обстоятельство, что уже средневековые схоласты знали об интенциональном характере нашего сознания. В данной статье рассматривается учение Мейстера Экхарта о силах души. Силами души Экхарт именует чувственное восприятие, воображение, ум, волю и т.п. В результате их «соприкосновения» с вещами внешнего, «тварного» мира в душе возникают образы этих вещей. Силы души, таким образом, соответствуют интенциями актов внешнего опыта, а образы — их интенциональным объектам. При этом Экхарт говорит о том, что в душах соответствующим образом подготовленных людей может пробудиться еще одна сила, направленная уже не в сторону тварного мира, а в глубину сознания. Эту «благородную» интенцию он называет «светом», «искрой» души. Она относится целиком к внутреннему опыту и встречает на своем пути Бога, причем встречает Его не в качестве какого-либо образа, а непосредственно и со всей очевидностью. Однако важно отметить, что, согласно Экхарту, христианская Троица является лишь промежуточным пунктом на пути благородной интенции. Интенциональным объектом, до которого она, в конце концов, доходит, оказывается то, что Экхарт иносказательно именует «глубиной глубин», «тихой пустыней» и «безраздельной тишиной».

Ключевые слова
Брентано, Экхарт, внешний опыт, внутренний опыт, интенция, интенциональный объект, силы души.

References

  • Brentano, F. (1996). Psikhologiya s empiricheskoi tochki zreniya [Psychology from an Empirical Standpoint]. In Izbrannye raboty [Selected Works] (9–94). Moscow: Dom intellektual’noi knigi. (in Russian).
  • Dekart, R. (1994). Razmyshleniya o pervoi filosofii, v koikh dokazyvaetsya sushchestvovanie boga i raz-lichie mezhdu chelovecheskoi dushoi i telom [Meditations on First Philosophy in which the existence of God and the immortality of the soul are demonstrated]. In Sochineniya v dvukh tomakh, T.2 [Collected Works in 2 Volumes, Vol. 2] (3–72). Moscow: Mysl’. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (1998). Kartezianskie razmyshleniya [Cartesian Meditations]. St Petersburg: Nauka. (in Russian).
  • Kant, I. (1994). Kritika chistogo razuma [The Critique of Pure Reason]. Moscow: Mysl’. (in Russian).
  • Meister Ekkhart. (1912). Propovedi i rassuzhdeniya [Preaching and Reasoning]. Moscow: Musaget. (in Russian).
  • Sekst Empirik. (1976). Tri knigi pirronovykh polozhenii [Three books of Pyrron’s refutations]. In Sochineniya v dvukh tomakh, T.2 [Collected Works in 2 Volumes, Vol. 2] (205–380). Moscow: Mysl’. (in Russian).