Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2773


ПРОБЛЕМА ПАССИВНОГО КОНСТИТУИРОВАНИЯ В ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ Э. ГУССЕРЛЯ

Название на языке публикации: THE PROBLEM OF PASSIVE CONSTITUTION IN HUSSERL’S GENETIC PHENOMENOLOGY
Автор: НАТАЛЬЯ АРТЕМЕНКО
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №2 (2019), 409-441
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-2-409-441 PDF (Загрузок: 3433)

Аннотация
Проблема пассивного конституирования в феноменологии Э. Гуссерля заслуживает отдельного внимания, постольку пассивное конституирование, противопоставляемое активному сознательному конституированию, можно назвать одной из основных тем философии XX века. Тематизация сферы пассивности связана с решением проблемы интерсубъективности изнутри самой феноменологии, а от этого решения напрямую зависит сам статус её исследования. Разработка проблемы интерсубъективности является для феноменологии не ответом на поставленный извне упрёк «в солипсизме», но внутренней темой самой феноменологии. Гуссерль стремится обосновать всеобщую значимую для всех феноменологическую науку — но чтобы эта наука имела значение, а именно была необходима для всех других, необходимо сначала доказать существование этих других Я или трансцендентальных субъектов. Мы остановимся подробнее на истории рассмотрения проблемы интерсубъективности Гуссерлем с целью прояснить, как попытки решения проблемы интерсубъективности, опирающиеся на активность Я, приводят к эгоцентрической модели, потребность в преодолении которой, в свою очередь, приводит к тематизации генезиса субъективности и обнаружения пассивности как самого основания данного генезиса. Согласно нашей рабочей гипотезе, именно необходимость тематизации генезиса смысла «Другого» во многом повлияла на модификацию феноменологического метода. Мы обратимся к понятию первичной субъективности, или прото-Я, чтобы показать, что выделение прото-Я должно пониматься как имеющее методологическое значение для обоснования интерсубъективности, так как только там предельным уровнем фундирования индивидуального Я оказывается не просто более глубокий уровень сознания или истории универсального субъекта, но абсолютная субъективность, как поле межсубъектного взаимодействия, в котором пробуждается (индивидуализируется) к самоконституированию в мире индивидуальный субъект. Только тогда может быть переосмыслено конституирование индивидуального Я как первично пассивное, как пронизанное изначальной пассивной и независящей от Я направленностью на со-конституирование интерсубъективного мира.

Ключевые слова
Феноменологический метод, интерсубъективность, пассивный генезис, пассивное конституирование, Другой, Э. Гуссерль, прото-Я.

References

  • Alloa, E., Bedorf, T., Grüny, G., & Klass, T.N. (Eds.). (2012). Leiblichkeit. Begriff, Geschichte und Aktualität eines Konzepts. Tübingen: Mohr Siebeck/UTB.
  • Borisov, E. (1999). Problema intersub’ektivnosti v fenomenologii E. Gusserlja [The Problem of Intersubjectivity in Fenomenology of E. Husserl]. Logos, 1(11), 65-83. (in Russian).
  • Fink, E. (1988). VI. Cartesianische Meditation. Husserliana, Dokumente, Bd.2/1. Dordrecht: Kluwer.
  • Fuchs, T. (2008). Leib und Lebenswelt. Neue philosophisch-psychiatrische Essays. Kusterdingen: Die Graue Edition.
  • Fuchs, T. (2010). Das Gehirn — ein Beziehungsorgan. Eine phänomenologisch-ökologische Konzeption. Stuttgart: Kohlhammer.
  • Gadamer, H.-G. (2004). Truth and Method. London, New York: Continuum Publishing Group.
  • Gallagher, Sh. (2012). Kognitionswissenschaften — Leiblichkeit und Embodiment. In E. Alloa, T. Bedorf, C. Grüny, & T. Klass (Eds.), Leiblichkeit. Begriff, Geschichte und Aktualität eines Konzepts (320-333). Tübingen: Mohr Siebeck/UTB.
  • Held, K. (1966). Lebendige Gegenwart. Die Frage nach der Seinsweise des transzendentalen Ich bei Husserl entwickelt an Leitfaden der Zeitproblematik. Den Haag: M. Nijhoff.
  • Held, K. (1972). Das Problem der Intersubjektivität und die Idee einer Phänomenologischen Transzendentalphilosophie. In U. Claesges & K. Held (Eds.), Perspektiven transzendental-phänomenologischer Forschung (3-60). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (1950). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie (Hua III). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1952). Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution (Hua IV). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1959). Erste Philosophie (1923/24). Zweiter Teil: Theorie der phänomenologischen Reduktion (Hua VIII). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1960). Cartesian Meditations. An Introduction to Phenomenology. Dordrecht: Springer Science+Business Media.
  • Husserl, E. (1966). Analysen zur passiven Synthesis. Aus Vorlesungs- und Forschungsmanuskripten 1918-1926 (Hua XI). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1970). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. An Introduction to Phenomenological Philosophy. Northwestern University Press.
  • Husserl, E. (1973a). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge (Hua I). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973b). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Erster Teil. 1905-1920 (Hua XIII). Den Haag: M. Nijhof.
  • Hussel, E. (1973c). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Zweiter Teil. 1921-1928 (Hua, XIV). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973d). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil. 1929-35 (Hua XV). Den Haag: M. Nijhof.
  • Husserl, E. (1976). Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologishe Philosophie (Hua VI). Den Haag: M. Nijhoff.
  • Husserl, E. (2001). Zur phänomenologischen Reduktion. Texte aus dem Nachlass (1926-1935) (Hua XXXIV). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2001a). Die Bernauer Manuskripte über Zeitbewusstsein (1917/1918) (Hua XXXIII). Dordrecht: Springer Science+Business Media.
  • Husserl, E. (2006). Späte Texte über Zeitkonstitution (1923-1924): Die C. Manuskripte. Husserliana: Materialien VIII. Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2008). Die Lebenswelt. Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution. Texte aus dem Nachlass (1916-1937) (Hua XXXIX). New York: Springer.
  • Iribarne, J. V. (1994). Husserls Theorie der Intersubjektivität. Freiburg in Br. — München.
  • Landgrebe, L. (1982). Das Problem der passiven Konstitution. In Faktizität und Individuation. Studien zu den Grundfragen der Phänomenologie (71-87). Hamburg: Meiner.
  • Landgrebe, L. (2010). Der Begriff des Erlebens. Ein Beitrag zur Kritik unseres Selbstverständnisses und zum Problem der seelischen Ganzheit. Würzberg: Königshausen & Neumann.
  • Novotny, K. (2012). Neue Konzepte der Phänomenalität. Essays zur Subjektivität und Leblickeit des Erscheinens. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Waldenfels, B. (1971). Das Zwischenreich des Dialogs. Sozialphilosophische Untersuchungen in Anschluß an E. Husserl. Den Haag: M. Nijhoff.
  • Yamaguchi, I. (1982). Passive Synthesis und Intersubjektivität bei Husserl. Hague: M. Nijhoff.