Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2093


УМЕРЕННЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ ГУССЕРЛЯ И ВОПРОС ОБ ОЧЕВИДНОСТИ

Название на языке публикации: HUSSERL’S MODERATE RATIONALISM AND THE QUESTION OF EVIDENCE
Автор: ВИТОЛЬД ПЛОТКА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №2 (2019), 389–408
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-2-389-408 PDF (Загрузок: 2786)

Аннотация
Данная статья является попыткой представить феноменологию Гуссерля как умеренный рационализм. Под «умеренным рационализмом» понимается, во-первых, теория, не исключающая проблемы иррациональности и понимающая рациональное как коррелят иррационального. Во-вторых, это теория, которая осуществляет свой анализ, исходя из тезиса о том, что очевидности могут быть представлены на многих уровнях и ступенях. Здесь совершенная очевидность вполне может оказаться несовершенной. Однако это несовершенная очевидность (как эквивалент неразумия) может стать предметом очевидного исследования (как эквивалент разума). Аргументация состоит в том, что умеренный рационализм связан с трансцендентальным характером феноменологии и ведет к постоянному пересмотру вопроса об очевидности (Evidenz). Основное утверждение состоит в том, что иррациональность следует понимать в терминах возможных неопределенных уровней и степеней очевидности. Развивая таким образом «умеренный рационализм», мы заинтересованы в понимании разума, то есть в вопросе о сущности разума в его соотношении с неразумием. Здесь умеренный рационализм непосредственно заинтересован не в рациональных аргументах, а в «прояснении» разума. Утверждается, что феноменология разума также исследует «иррациональные очевидности», например, фоновые очевидности, очевидности в отношении других, а также все формы ошибочных очевидностей. Поэтому главным вопросом умеренного рационализма является Гуссерлевский вопрос об очевидности.

Ключевые слова
Феноменология, теория познания, критика разума, неразумие, очевидность, рационализм, Гуссерль.

References

  • Adorno, T. W. (1940). Husserl and the Problem of Idealism. The Journal of Philosophy, 37(1), 5–18.
  • Adorno, T. W. (2003). Zur Metakritik der Erkenntnistheorie. Studien über Husserl und die phänomenologischen Antinomien. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Aguirre, A. (1972). Transzendentalphänomenologischer Rationalismus. In U. Claesges & K. Held (Eds.), Perspektiven transzendentalphänomenologischer Forschung. Für Ludwig Landgrebe zum 70. Geburtstag von seinen Kölner Schülern (102–128). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Berghofer, P. (2018a). New Ways to Transcendental Phenomenology: Why Epistemology Must be a Descriptive and Eidetic Study of Consciousness. Horizon. Studies in Phenomenology, 7 (1), 121–136. doi: 10.21638/2226-5260-2018-7-1-121-136
  • Berghofer, P. (2018b). Why Husserl is a Moderate Foundationalist. Husserl Studies, 34(1), 1–23. doi: 10.1007/s10743-017-9213-4
  • Berghofer, P. (2018c). Why Husserl’s Universal Empiricism is a Moderate Rationalism. Axiomathes, 28(5), 539–563. doi: 10.1007/s10516-018-9388-0
  • Berghofer, P. (2019). On the Nature and Systematic Role of Evidence: Husserl as a Proponent of Mentalist Evidentialism? European Journal of Philosophy, 27(1), 98–117. doi: 10.1111/ejop.12405
  • Byrne, T. (2017). Surrogates and Empty Intentions: Husserl’s “On the Logic of Signs” as the Blueprint for his First Logical Investigation. Husserl Studies, 33(3), 211–227. doi: 10.1007/s10743-017-9210-7
  • Crowell, S. G. (2007). Authentic Thinking and Phenomenological Method. In K.-Y. Lau & J. J. Drummond (Eds.). Husserl’s Logical Investigations in the New Century: Western and Chinese Perspectives (119–133). Dordrecht: Springer.
  • De Boer, T. (1978). The Development of Husserl’s Thought (T. Plantinga, Trans.). Boston, MA, London: Martinus Nijhoff.
  • Dodd, J. (2004). Crisis and Reflection. An Essay on Husserl’s “Crisis of the European Sciences”. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Dreyfus, H. L. (Ed.). (1984). Husserl, Intentionality and Cognitive Science. Cambridge, MA, London: MIT Press.
  • Drummond, J. (1990). Husserlian Intentionality and Non-Foundational Realism: Noema and Object. Dordrecht, Boston, MA, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Drummond, J. J. (2008). Historical Dictionary of Husserl’s Philosophy. Malden, MA: Scarecrow Press.
  • Fink, E. (1966). Das Problem der Phänomenologie Edmund Husserls. In. E. Fink, Studien zur Phänomenologie. 1930–1939 (179–223). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Fink, E. (1981). The Problem of the Phenomenology of Edmund Husserl (R. M. Harlan, Trans.). In W. McKenna, R. M. Harlan, & L. E. Winters (Eds.), Apriori and World. European Contribution to Husserlian Phenomenology (21–55). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Funke, F. (1980). Kritik der Vernunft und ethisches Phänomen. Phänomenologische Forschungen, 9, 33–89.
  • Gadamer, H.-G. (1963). Die phänomenologische Bewegung. Philosophische Rundschau, 11(1–2), 1–45.
  • Gallagher, S., & Zahavi, D. (2008). The Phenomenological Mind. An Introduction to Philosophy of Mind and Cognitive Science. London, New York, NY: Routledge.
  • Gurwitsch, A. (1957). The Last Work of Edmund Husserl. Philosophy and Phenomenological Research, 17(3), 370–398.
  • Hart, J. G. (1992). The Entelechy and Authenticity of Objective Spirit: Reflections on Husserliana XXVII. Husserl Studies, 9(2), 91–110. doi: 10.1007/BF00366749
  • Hartimo, M. (2010). The Development of Mathematics and the Birth of Phenomenology. In M. Hartimo (Ed.), Phenomenology and Mathematics (107–121). Dordrecht: Springer. doi: 10.1007/978-90-481-3729-9_6
  • Heffernan, G. (1998). Miscellaneous Lucubrations on Husserl’s Answer to the Question “was die Evidenz sei”: A Contribution to the Phenomenology of Evidence on the Occasion of the Publication of Husserliana Volume XXX. Husserl Studies, 15(1), 1–75. doi: 10.1023/A:1006043225566
  • Heffernan, G. (2009). On Husserl’s Remark that “[s]elbst eine sich als apodiktisch ausgebende Evidenz kann sich als Täuschung enthüllen…” (XVII 164: 32–33): Does the Phenomenological Method Yield Any Epistemic Infallibility? Husserl Studies, 25(1), 15–43. doi: 10.1007/s10743-008-9051-5
  • Hohl, H. (1962). Lebenswelt und Geschichte. Grundzüge der Spätphilosophie E. Husserls. Freiburg, München: Karl Alber Verlag.
  • Holzey, H. (2010). Neo-Kantianism and Phenomenology: The Problem of Intuition. In R. A. Makkreel & S. Luft (Eds.), Neo-Kantianism in Contemporary Philosophy (25–40). Bloomington, IN: Indiana University Press.
  • Hopkins, B. C. (2006). Husserl’s Psychologism, and Critique of Psychologism, Revisited. Husserl Studies, 22(2), 91–119. doi: 10.1007/s10743-006-9008-5
  • Hopp, W. (2009). Phenomenology and Fallibility. Husserl Studies, 25(1), 1–14. doi: 10.1007/s10743-008-9053-3
  • Hopp, W. (2011). Perception and Knowledge: A Phenomenological Account. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Husserl, E. (1950a). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge (Hua I). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1950b). Die Idee der Phänomenologie. Fünf Vorlesungen (Hua II). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1954). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie (Hua VI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1956). Erste Philosophie (1923/24). Erster Teil. Kritische Ideengeschichte (Hua VII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1959). Erste Philosophie (1923/24). Zweiter Teil. Theorie der phänomenologischen Reduktion (Hua VIII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1962). Phänomenologische Psychologie. Vorlesungen Sommersemester 1925 (Hua IX). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1966). Analysen zur passiven Synthesis. Aus Vorlesungs- und Forschungsmanuskripten 1918–1926 (Hua XI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1970). Philosophie der Arithmetik. Mit ergänzenden Texten (1890–1901) (Hua XII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1970). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. An Introduction to Phenomenological Philosophy. Evanston, IL: Northwestern University Press.
  • Husserl, E. (1974). Formale und transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft (Hua XVII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1975). Logische Untersuchungen. Erster Band. Prolegomena zur Reiner Logik (Hua XVIII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1979). Aufsätze und Rezensionen (1890–1910) (Hua XXII). The Hague, Boston, MA, London: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1983). Studien zur Arithmetik und Geometrie. Texte aus dem Nachlass (1886–1901) (Hua XXI). The Hague, Boston, MA, Lancaster: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984a). Einleitung in die Logik und Erkenntnistheorie. Vorlesungen 1906/07 (Hua XXIV). Dordrecht, Boston, MA, Lancaster: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984b). Logische Untersuchungen. Zweiter Band. I. Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis (Hua XIX/1). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984c). Logische Untersuchungen. Zweiter Band. II. Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis (Hua XIX/2). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1987). Aufsätze und Vorträge (1911-1921) (Hua XXV). Dordrecht, Boston, Lancaster: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1988). Vorlesungen über Ethik und Wertlehre 1908–1914 (Hua XXVIII). Dordrecht, Boston, MA, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1989). Aufsätze und Vorträge (1922–1937) (Hua XXVII). Dordrecht, Boston, MA, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1993). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Ergänzungsband. Texte aus dem Nachlass 1934–1937 (Hua XXIX). Dordrecht, Boston, MA, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1994a). Briefwechsel. Band III. Die Göttinger Schule. Dordrecht, Boston, MA, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1994b). Briefwechsel. Band VII. Wissenschaftlerkorrespondenz. Dordrecht, Boston, MA, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1995). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch. Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie (Hua III/1). Dordrecht, Boston, MA, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1996). Logik und allgemeine Wissenschaftstheorie. Vorlesungen 1917/18 mit ergänzenden Texten aus der ersten Fassung von 1910/11 (Hua XXX). Dordrecht, Boston, MA, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2001). Allgemeine Erkenntnistheorie. Vorlesung 1902/03. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2002). Einleitung in die Philosophie. Vorlesungen 1922/23 (Hua XXXV). Dordrecht, Boston, MA, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2005). Einführung in die Phänomenologie der Erkenntnis. Vorlesung 1909. Drodrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2008). Die Lebenswelt. Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution. Texte aus dem Nachlass (1916–1937) (Hua XXXIX). Dordrecht: Springer.
  • Husserl, E. (2014). Grenzprobleme der Phänomenologie. Analysen des Unbewesstseins und der Instinkte. Metaphysik. Späte Ethik. Texte aus dem Nachlass (1908–1937) (Hua XLII). Dordrecht: Springer.
  • Ingarden, R. (1975). On the Motives which led Husserl to Transcendental Idealism. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Janssen, P. (1970). Geschichte und Lebenswelt. Ein Beitrag zur Diskussion von Husserls Spätwerk. Den Haag: Kluwer Academic Publishers.
  • Landgrebe, L. (1963). Der Weg der Phänomenologie. Das Problem einer ursprünglichen Erfahrung. Gütersloh: Gerd Mohn.
  • Lembeck, K.-H. (2003). Begründungsphilosophische Perspektiven: Husserl und Natorp über Anschauung. Phänomenologische Forschungen, 97–108.
  • Lerner, R. R. P. (2004). Husserl versus Neo-Kantianism Revisited: On Skepticism, Foundationalism, and Intuition. The New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy, 4, 173–208.
  • Lübbe, H. (1957/1958). Husserl und die europäische Krise. Kant-Studien, 49(1–4), 225–237.
  • Mall, R. A. (1973). Experience and Reason. The Phenomenology of Husserl and its Relation to Hume’s Philosophy. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Merleau-Ponty, M. (1945). Phénoménologie de la perception. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (2002). Phenomenology of Perception. London, New York, NY: Routledge.
  • Mohanty, J. N. (1971). Husserl’s Concept of Intentionality. Analecta Husserliana, 1, 100–132.
  • Mohanty, J. N. (2008). The Philosophy of Edmund Husserl. A Historical Development. New Haven, CT, London: Yale University Press.
  • Natorp, P. (1917/1918). Husserls ‘Ideen zu einer reinen Phänomenologie’. Logos. Internationale Zeitschrift für Philosophie der Kultur, 7, 224–246.
  • Nenon, T. (2009). Husserls antirationalistische Bestimmung der Vernunft. In M. Pfeifer & S. Rapic (Eds.), Das Selbst und sein Anderes. Festschrift für Klaus Erich Kaehler (181–194). Freiburg, München: Verlag Karl Alber.
  • Płotka, W. (2012). Husserlian Phenomenology as Questioning: An Essay on the Transcendental Theory of the Question. Studia Phaenomenologica, 12, 311–330.
  • Płotka, W. (2016). Knowledge and the Lifeworld: Phenomenological-Transcendental Investigations. In A.-T. Tymieniecka & P. Trutty-Coohill (Eds.), The Cosmos and the Creative Imagination (167–177). Dordrecht: Springer. doi: 10.1007/978-3-319-21792-5_11
  • Płotka, W. (2018). Reduction and the Question of Beginnings in Husserl, Fink and Patočka. Human Studies, 41(4), 603–621. doi: 10.1007/s10746-018-09482-3
  • Rinofner-Kreidl, S. (2003). Mediane Phänomenologie. Subjektivität im Spannungsfeld von Naturalität und Kulturalität. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Scheler, M. (1995). Idealismus–Realismus. In M. Scheler, Späte Schriften (Gesammelte Werke, Bd. 9) (183–241). Bonn: Bouvier Verlag.
  • Sokolowski, R. (1987). Husserl and Frege. The Journal of Philosophy, 84, 521–528.
  • Spiegelberg, H. (1994). The Phenomenological Movement. A Historical Introduction. Dordrecht, Boston, MA, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Staiti, A. (2013). The ‘Ideen’ and Neo-Kantianism. In L. Embree & T. Nenon (Eds.), Husserl’s Ideen (71–90). Dordrecht: Springer.