Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2154


ЭКСПАНСИВНОСТЬ, ОБЪЕКТИВНОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ АФФЕКТИВНОСТИ: ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ НИКОЛАЯ ГАРТМАНА, ЕЕ МЕСТО В ЕГО ОНТОЛОГИИ ДУХОВНОГО БЫТИЯ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ

Название на языке публикации: EXPANSIVITÄT, OBJEKTIVITÄT UND AKTUALITÄT DES BETROFFENSEINS: NICOLAI HARTMANNS THEORIE DER PERSON, IHRE VERORTUNG IN SEINER ONTOLOGIE GEISTIGEN SEINS UND IHR VERHÄLTNIS ZUR PHÄNOMENOLOGIE
Автор: МОРИЦ ФОН КАЛЬКРОЙТ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №1 (2019),  211-229
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI: 10.21638/2226-5260-2019-8-1-211-229 PDF (Загрузок: 2548)

Аннотация
Целью данного исследования является анализ концепции личности у Николая Гартмана, разработанной в контексте его философии духовного бытия. Многие современные концепции личности фокусируются систематическим образом на рациональном феномене самосознания или практическом основании, которые и понимаются как «условия личности». Кроме того, что эти концепции имеют ряд технических проблем для своей реализации, они ограничивают самопонимание личности определенными рациональными свойствами и зачастую не способны учитывать социокультурный аспект личностной жизни. Николай Гартман — несмотря на его уважительное отношение к рациональному осмыслению — понимает личность в контексте ее участия в общей духовной сфере, названной объективным духом, который включает в себя различные интерсубъективные феномены, такие как языки, религия, мораль, искусство и наука. Способ бытия как часть этой сферы, по-видимому, более фундаментален, чем обладание конкретными рациональными свойствами, что в свою очередь предполагает наличие духовных ограничений. Также в статье показывается, что онтология личности у Гартмана подразумевает понятие аффектации экзистенциальной тяжестью ситуации и воздействием других личностей, что, в свою очередь, является расхожей идеей в феноменологии. Если принимать в расчет рациональные, интерсубъективные и аффективные аспекты, то философия личности Гартмана предлагает широкий спектр самопонимания личности и предлагает условия для постижения определенных феноменов, образующих личностную ситуацию.

Ключевые слова
Николай Гартман, индивидуальность, личность, духовное бытие, феноменология, онтология, тело, вовлеченность.

References

  • Baumann, P. (2003). Menschenwürde und das Bedürfnis nach Respekt. In R. Stoecker (Ed.), Menschenwürde. Annäherungen an einen Begriff (19-34). Wien: ÖBV.
  • Dennett, D. (1976). Conditions of Personhood. In A. Oksenberg Rorty (Ed.), The Identities of Persons (175-196). Berkeley: University of California Press.
  • Da Re, A. (2019). Person, Gesamtperson und Geistiges Sein. Nicolai Hartmann im Vergleich mit Max Scheler. In M. von Kalckreuth, G. Schmieg, & F. Hausen (Eds.), Nicolai Hartmanns neue Ontologie und die philosophishe Anthropologie. Berlin, Boston: de Gruyter. (im Erscheinen).
  • Felgenhauer, K. (2019). Philosophie aus der Ferne? Zur Autonomie des Seins im a-zentrischen Ansatz Nicolai Hartmanns und im ex-zentrischen Ansatz Helmuth Plessners. In M. von Kalckreuth, G. Schmieg, & F. Hausen (Eds.), Nicolai Hartmanns neue Ontologie und die philosophishe Anthropologie. Berlin, Boston: de Gruyter. (im Erscheinen).
  • Fuchs, Th. (2013). Leiblichkeit und personale Identität. In M. Wunsch, & I. Römer (Eds.), Person. Anthropologische, phänomenologische und analytische Perspektiven (171-88). Münster: Mentis.
  • Hartmann, N. (1926). Kategoriale Gesetze. Ein Kapitel zur Grundlegung der allgemeinen Kategorienlehre. Der Philosophische Anzeiger, 1, 201-266.
  • Hartmann, N. (1949). Ethik. Berlin: de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1955). Systematische Selbstdarstellung. In Kleinere Schriften, Bd. I. Abhandlungen zur systematischen Philosophie (1-51). Berlin: de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1962). Das Problem des geistigen Seins. Untersuchungen zur Grundlegung der Geschichtsphilosophie und der Geisteswissenschaften. Berlin: de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1964). Der Aufbau der realen Welt. Grundriss der allgemeinen Kategorienlehre. Berlin: de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1965). Zur Grundlegung der Ontologie. Berlin: de Gruyter.
  • Hartung, G. (2011). Im Gesichtskreis des Lebens. Nicolai Hartmanns naturphilosophischer Ansatz einer philosophischen Anthropologie. In G. Plas & G. Raulet (Eds.), Konkurrenz der Paradigmata. Zum Entstehungskontext der philosophischen Anthropologie. Zweiter Band (451-469). Nordhausen: Bautz.
  • Hartung, G., & Wunsch, M. (2014). Grundzüge und Aktualität von Nicolai Hartmanns Neuer Ontologie und Anthropologie. In N. Hartmann, Studien zur Neuen Ontologie und Anthropologie (1-14). Berlin & Boston: de Gruyter.
  • Kalckreuth, M. von. (2019a). Bedingungen und Vollzug von Personalität. Was wir von Helmuth Plessner, Nicolai Hartmann und Max Scheler über die Frage nach der Person lernen können. In M. von Kalckreuth, G. Schmieg, & F. Hausen (Eds.), Nicolai Hartmanns neue Ontologie und die philosophishe Anthropologie. Berlin, Boston: de Gruyter. (im Erscheinen).
  • Kalckreuth, M. von. (2019b). Wie viel Religionsphilosophie braucht es für eine Philosophie der Person? Neue Zeitschrift für systematische Theologie und Religionsphilosophie, 61 (2). (im Erscheinen).
  • Locke, J. (1975). An Essay Concerning Human Understanding. Oxford: Oxford University Press.
  • Möckel, Chr. (2012). Nicolai Hartmann — ein Phänomenologe? Zu den Termini Phänomen und Phänomenologie in der Metaphysik der Erkenntnis. In G. Hartung, M. Wunsch, & Cl. Strube (Eds.), Von der Systemphilosophie zur systematischen Philosophie — Nicolai Hartmann (105-127). Berlin, Boston: de Gruyter.
  • Morgenstern, M. (1997). Nicolai Hartmann zur Einführung. Hamburg: Junius.
  • Quante, M. (2007). Person. Berlin: de Gruyter.
  • Schaber, P. (2010). Instrumentalisierung und Würde. Münster: Mentis.
  • Scheler, M. (1923). Wesen und Formen der Sympathie. Bonn: Cohen.
  • Scheler, M. (1927). Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik. Neuer Versuch der Grundlegung eines ethischen Personalismus. Halle a. d. Saale: Niemeyer.
  • Schmitz, H. (1964). System der Philosophie. Bd. 1. Die Gegenwart. Bonn: Bouvier.
  • Schmitz, H. (1965). System der Philosophie. Bd. 2. Der Leib. Bonn: Bouvier.
  • Schmitz, H. (2011). Der Leib. Berlin: de Gruyter.
  • Strawson, P. (1959). Individuals. An Essay in Descriptive Metaphysics. London: Routledge.
  • Thies, Chr. (2012). Was bleibt von Hartmanns Ethik? In G. Hartung, M. Wunsch, & Cl. Strube (Eds.), Von der Systemphilosophie zur systematischen Philosophie — Nicolai Hartmann (415-432). Berlin, Boston: de Gruyter.
  • Waldenfels, B. (2002). Bruchlinien der Erfahrung. Phänomenologie, Psychoanalyse, Phänomenotechnik. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Wunsch, M. (2013). Stufenontologien der menschlichen Person. In M. Wunsch, & I. Römer (Eds.), Person. Anthropologische, phänomenologische und analytische Perspektiven (237-256). Münster: Mentis.
  • Wunsch, M. (2015). Anthropologie des geistigen Seins und Ontologie des Menschen bei Helmuth Plessner und Nicolai Hartmann. In K. Köchy, & F. Michelini (Eds.), Zwischen den Kulturen. Helmuth Plessners „Stufen des Organischen“ im zeithistorischen Kontext (243-271). Freiburg, München: Alber.