Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2073


ЦЕННОСТИ КАК НОРМЫ — ПОПЫТКА ПРОЯСНЕНИЯ ОДНОГО СЛОЖНОГО ПОНЯТИЯ НИКОЛАЯ ГАРТМАНА

Название на языке публикации: WERTE ALS SEINSNORMEN — EIN VORSCHLAG ZUR BEGRÜNDUNG EINES SPERRIGEN KONZEPTS NICOLAI HARTMANNS
Автор: ФРИДРИХ ХАУЗЕН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №1 (2019),  182-210
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI: 10.21638/2226-5260-2019-8-1-182-210 PDF (Загрузок: 2585)

Аннотация
Объективные ценности у Николая Гартмана имеют статус «идеального бытия в себе» и являются одновременно объективными «нормами» (Wo = NoТезис). По этой причине данная теория сложна и уязвима. Из ценностного бытия не следует долженствование. Ценности сами по себе необязательны. Поэтому для прояснения этого момента необходимо прибегнуть к дополнительным доводам. Исходя из онтологического «упрощенного» понятия ценности, которое было сформулировано Гартманом (объективные ценности Wo в качестве «видов ценностного бытия») я намереваюсь предложить новый вариант обоснования Wo = NoТезиса. Я представлю аргументы, которые основываются на теории Гартмана о многослойной онтологии и попытаюсь продемонстрировать, что ценности (в качестве типов ценностного бытия) на психологическом уровне детерминируются необходимым prima-facie образом, а уже на уровне духовного, с учетом конститутивной независимости персонального духа, объективного духа и объективированного духа, этого не происходит. На уровне духа (в качестве нормативной сферы) ценности кажутся хорошо применимыми для учреждения норм. Такая возможность нормативного применения аргументируется тем, что уровень духа относительно автономен по сравнению с психологическим уровнем и независим от взаимодействия личностей и социальных структур. Чтобы обосновать такого рода релятивистское понимание, я привожу доводы, основанные на модели противоположения от обратного, касающейся теории отклика, которая описывает способы долженствования. Источником долженствования выступают ценностные блага, о которых мы знаем с самого нашего рождения. Идеализированно-обобщенное долженствование при условии учета теории отклика в качестве содержания нормативных ожиданий идеального наблюдателя может указывать на реализацию ценностей, как это и прокламируется в ценностной этике. Я прихожу к выводу, что в отношении различных вариантов нормативности, такого рода концепция не может обосновать нормативность в строгом смысле фактического долженствования, однако нормативность, понятая не в таком строгом смысле, но в смысле противоположения от обратного, могла бы это осуществить. И это вполне приемлемо, поскольку то, что хорошо, при определенных обстоятельствах и при благоприятно сложившихся условиях, должно осуществиться.

Ключевые слова
Ценность, норма, ценностная этика, объективность, идеальное бытие, слои реальности, объективный дух, личность.

References

  • Carruthers, P. (1996). Language, Thought and Consciousness: An Essay in Philosophical Psychology. Cambridge University Press.
  • Churchland, P. (1981). Eliminative Materialism and the Propositional Attitudes. Journal of Philosophy, 78 (2), 67-90.
  • Dancy, J. (2002). Ethics without Principles. Oxford University Press.
  • Davidson, D (2006). Die Objektivität der Werte. In Probleme der Rationalität (81-111). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Fodor, J. A. (1975). The Language of Thought. Cambridge. Massachusetts: Harvard University Press.
  • Hartmann, N. (1931). Zum Problem der Realitätsgegebenheit. In Philosophische Vorträge, Bd. 32. Berlin: Pan-Verlag.
  • Hartmann, N. (1958). Das Wertproblem in der Philosophie der Gegenwart. In Kleinere Schriften, Bd. III (327‒332). Berlin: de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1962). Ethik. Berlin: de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1964a). Der Aufbau der realen Welt. Berlin: de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1964b). Neue Wege zur Ontologie. Stuttgart: Kohlhammer.
  • Hausen, F. (2015a). Wert und Sinn. Nordhausen: Traugott und Bautz.
  • Hausen, F. (2015b). Die Moral des Geldes im Blick einer Antworttheorie der Verpflichtung. Journal für Religionsphilosophie (Leistung und Gnade), 4, 38-47.
  • Hausen F. (2017). Heilige Gewalt? Überlegungen zu sakraler Rechtfertigung. Journal für Religionsphilosophie, 6, 42-56.
  • Hausen, F. (2019). Hohe und höchste Werte. In M. von Kalckreuth, G. Schmieg, & F. Hausen (Eds.), Nicolai Hartmanns neue Ontologie und die philosophishe Anthropologie. Berlin, Boston: de Gruyter.
  • Lewis, D. K. (1999). Reduction of Mind. In Papers in Metaphysics and Epistomologiy (291-323). Cambridge University Press.
  • Mackie, J. L. (1986). Ethik. Die Erfindung des moralisch Richtigen und Falschen. Stuttgart: Reclam.
  • Scanlon, T. M. (2000). What We Owe to Each Other. Cambridge, Masseschusatts: Harvard University Press.
  • Schnädelbach, H. (1983). Philosophie in Deutschland 1831-1933. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Schnädelbach, H. (2004). Die Sprache der Werte. In Analytische und Postanalytische Philosophie (266-281). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Tugendhat, E. (2007). Willensfreiheit und Determinismus. In Anthropologie statt Metaphysik (57-84). München: C. H. Beck.
  • Weichold, M. (2016). Moral als Spiel. Journal für Religionsphilosophie, 5, 43-56.