Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2038


ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ НИКОЛАЯ ГАРТМАНА. ДИАЛОГ МЕЖДУ ГАРТМАНОМ И ЕГО ТЕОРИЕЙ КОНЕЧНОЙ ПРИЧИННОСТИ ПРИРОДЫ И КАНТОВСКИМ ПОНИМАНИЕМ ТЕЛЕОЛОГИИ

Название на языке публикации: DAS TELEOLOGISCHE DENKEN BEI NICOLAI HARTMANN. EINE AUSEINANDERSETZUNG ZWISCHEN HARTMANNS THEORIE DER FINALITÄT DER NATUR UND KANTS AUFFASSUNG DER TELEOLOGIE
Автор: АНДРЕА СКАНЦИАНИ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №1 (2019),  140-159
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI: 10.21638/2226-5260-2019-8-1-140-159 PDF (Загрузок: 2665)

Аннотация
Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы представить теорию и исследование теологии у Николая Гартмана, поскольку они могли бы сделать возможной конфронтацию с критической философией телеологического мышления у Канта, в особенности, экспозицию кантовского влияния на гартмановское теоретическое отношение к проблеме целевой причинности. При этом здесь проводится разграничение влияние Канта, с одной стороны, в плане определения целесообразности как эвристического принципа, а с другой стороны, — относительно подхода Гартмана к проблеме человеческой свободы. В соответствии с этим, данная работа имеет дело, прежде всего, с гартмановским категориальным анализом, причем изложение философом происхождения целевой связи в структуре сознания является основополагающим для всей его интерпретации проблемы телеологии. При этом подвергаются анализу способность сознания полагать себе назначение и временность сознания в качестве источника этой способности. Таким образом, вопрос о категориальном притязании целевой причинности превращается в проблему ее места в слоях бытия, как они изображаются Гартманом. Далее исследуется пример органического, в сфере которого вопрос ставится самым решительным образом. И хотя целевая причинность и целесообразность даны как относящиеся к сознанию, оно не может рассматриваться как доминирующее в мире и в сфере органического. А это исключает возможность целевой причинности в органическом, — по крайней мере, в этой форме. Вслед за очерком влияния Канта, с одной стороны, на определение эвристического принципа, а с другой стороны, – причинности человеческой свободы, оказывается исключенным основополагающий монизм детерминаций, а роль и возможность целевой причинности в природе определяется по-новому.

Ключевые слова
Гартман, Кант, телеологическое мышление, телеология, финальность, эвристический принцип, свобода, монизм.

References

  • Ballauff, T. (1952). Nicolai Hartmanns Philosophie der Natur. Philosophia Naturalis, 2.
  • Baumann, W. (1955). Das Problem der Finalität im Organischen bei Nicolai Hartmann. Meinenheim am Glan: Hain.
  • Brentari, C. (2016). ʻThe Role of the Missing Reasonʼ: The Search for a Statum-Specific Form of Derermination. In von K. Peterson & R. Poli, Nicolai Hatmann’s Theory of Life, New Research on the Philosophy of Nicolai Hartmann (65-80). Boston: de Gruyter.
  • Crummenerl, C. G. (2013). Kategorialanalyse und Wissenschaft. Ontologische Grundbestimmungen Nicolai Hartmanns in der Perspektive seiner Naturphilosophie und Schichtentheorie. Hildesheim, Zürich, New York: Olms Verlag.
  • Ehrl, G. (2003). Nicolai Hartmanns Philosophische Anthropologie in systematischer Perspective. Prima Philosophia, 8, 7-76.
  • Feyerabend, P. (1963). Professor Hartmann’s Philosophy of Nature. Ratio, 5, 81-94.
  • Hartmann, N. (1912). Philosophische Grundfragen der Biologie. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.
  • Hartmann, N. (1935). Ethik. Zweite Auflage. Berlin, Leipzig: de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1940). Der Aufbau der realen Welt. Grundriss der allgemeinen Kategorienlehre. Berlin: de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1943). Neue Wege der Ontologie. Stuttgart: Kohlhammer.
  • Hartmann, N. (1948a). Zur Grundlegung der Ontologie. Meisenheim am Glan: Hain Verlag.
  • Hartmann, N. (1948b). Ziele und Wege der Kategorialanalyse. Zeitschrift für philosophische Forschung, 2 (4).
  • Hartmann, N. (1950). Philosophie der Natur. Abriss der speziellen Kategorienlehre. Berlin: de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1951). Teleologisches Denken. Berlin: de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1957). Diesseits von Idealismus und Realismus. In Kleinere Schriften, Band II. Abhandlungen zur Philosophie-Geschichte. Berlin: de Gruyter.
  • Kant, I. (1900). Akademieausgabe von Immanuel Kants Gesammelten Werken. Berlin: Königlich Preußische Akademie der Wissenschaften.
  • Kessel, T. (2012). Der Organismus als Individuum. In von G. Hartung, C. Strube, & M. Wunsch (Eds.), Von der Systemphilosophie zur systematischen Philosophie — Nicolai Hartmann (219-238). Berlin, Boston: de Gruyter.
  • Peterson, K. (2012). Nicolai Hartmann’s Philosophy of Nature. Scripta Philosophiӕ Naturalis, 2, 143-179.
  • Toepfer, G. (2004). Zweckbegriff und Organismus. Über die teleologische Beurteilung biologischer Systeme. Würzburg: Königshausen & Neumann.