- 14 Июнь 2019
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2038
ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ НИКОЛАЯ ГАРТМАНА. ДИАЛОГ МЕЖДУ ГАРТМАНОМ И ЕГО ТЕОРИЕЙ КОНЕЧНОЙ ПРИЧИННОСТИ ПРИРОДЫ И КАНТОВСКИМ ПОНИМАНИЕМ ТЕЛЕОЛОГИИ
Название на языке публикации: | DAS TELEOLOGISCHE DENKEN BEI NICOLAI HARTMANN. EINE AUSEINANDERSETZUNG ZWISCHEN HARTMANNS THEORIE DER FINALITÄT DER NATUR UND KANTS AUFFASSUNG DER TELEOLOGIE |
Автор: | АНДРЕА СКАНЦИАНИ |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 8, №1 (2019),  140-159 |
Язык: | Немецкий |
Тип публикации: | Статья |
DOI: 10.21638/2226-5260-2019-8-1-140-159 | PDF (Загрузок: 2665) |
Аннотация
Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы представить теорию и исследование теологии у Николая Гартмана, поскольку они могли бы сделать возможной конфронтацию с критической философией телеологического мышления у Канта, в особенности, экспозицию кантовского влияния на гартмановское теоретическое отношение к проблеме целевой причинности. При этом здесь проводится разграничение влияние Канта, с одной стороны, в плане определения целесообразности как эвристического принципа, а с другой стороны, — относительно подхода Гартмана к проблеме человеческой свободы. В соответствии с этим, данная работа имеет дело, прежде всего, с гартмановским категориальным анализом, причем изложение философом происхождения целевой связи в структуре сознания является основополагающим для всей его интерпретации проблемы телеологии. При этом подвергаются анализу способность сознания полагать себе назначение и временность сознания в качестве источника этой способности. Таким образом, вопрос о категориальном притязании целевой причинности превращается в проблему ее места в слоях бытия, как они изображаются Гартманом. Далее исследуется пример органического, в сфере которого вопрос ставится самым решительным образом. И хотя целевая причинность и целесообразность даны как относящиеся к сознанию, оно не может рассматриваться как доминирующее в мире и в сфере органического. А это исключает возможность целевой причинности в органическом, — по крайней мере, в этой форме. Вслед за очерком влияния Канта, с одной стороны, на определение эвристического принципа, а с другой стороны, – причинности человеческой свободы, оказывается исключенным основополагающий монизм детерминаций, а роль и возможность целевой причинности в природе определяется по-новому.
Ключевые слова
Гартман, Кант, телеологическое мышление, телеология, финальность, эвристический принцип, свобода, монизм.
References
- Ballauff, T. (1952). Nicolai Hartmanns Philosophie der Natur. Philosophia Naturalis, 2.
- Baumann, W. (1955). Das Problem der Finalität im Organischen bei Nicolai Hartmann. Meinenheim am Glan: Hain.
- Brentari, C. (2016). ʻThe Role of the Missing Reasonʼ: The Search for a Statum-Specific Form of Derermination. In von K. Peterson & R. Poli, Nicolai Hatmann’s Theory of Life, New Research on the Philosophy of Nicolai Hartmann (65-80). Boston: de Gruyter.
- Crummenerl, C. G. (2013). Kategorialanalyse und Wissenschaft. Ontologische Grundbestimmungen Nicolai Hartmanns in der Perspektive seiner Naturphilosophie und Schichtentheorie. Hildesheim, Zürich, New York: Olms Verlag.
- Ehrl, G. (2003). Nicolai Hartmanns Philosophische Anthropologie in systematischer Perspective. Prima Philosophia, 8, 7-76.
- Feyerabend, P. (1963). Professor Hartmann’s Philosophy of Nature. Ratio, 5, 81-94.
- Hartmann, N. (1912). Philosophische Grundfragen der Biologie. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.
- Hartmann, N. (1935). Ethik. Zweite Auflage. Berlin, Leipzig: de Gruyter.
- Hartmann, N. (1940). Der Aufbau der realen Welt. Grundriss der allgemeinen Kategorienlehre. Berlin: de Gruyter.
- Hartmann, N. (1943). Neue Wege der Ontologie. Stuttgart: Kohlhammer.
- Hartmann, N. (1948a). Zur Grundlegung der Ontologie. Meisenheim am Glan: Hain Verlag.
- Hartmann, N. (1948b). Ziele und Wege der Kategorialanalyse. Zeitschrift für philosophische Forschung, 2 (4).
- Hartmann, N. (1950). Philosophie der Natur. Abriss der speziellen Kategorienlehre. Berlin: de Gruyter.
- Hartmann, N. (1951). Teleologisches Denken. Berlin: de Gruyter.
- Hartmann, N. (1957). Diesseits von Idealismus und Realismus. In Kleinere Schriften, Band II. Abhandlungen zur Philosophie-Geschichte. Berlin: de Gruyter.
- Kant, I. (1900). Akademieausgabe von Immanuel Kants Gesammelten Werken. Berlin: Königlich Preußische Akademie der Wissenschaften.
- Kessel, T. (2012). Der Organismus als Individuum. In von G. Hartung, C. Strube, & M. Wunsch (Eds.), Von der Systemphilosophie zur systematischen Philosophie — Nicolai Hartmann (219-238). Berlin, Boston: de Gruyter.
- Peterson, K. (2012). Nicolai Hartmann’s Philosophy of Nature. Scripta Philosophiӕ Naturalis, 2, 143-179.
- Toepfer, G. (2004). Zweckbegriff und Organismus. Über die teleologische Beurteilung biologischer Systeme. Würzburg: Königshausen & Neumann.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
" | |
Мы в социальных сетях: