Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2651


ПЕРВИЧНОСТЬ ПРОЦЕССОВ: ГАРТМАН, УАЙТХЕД И АРИСТОТЕЛЬ О ВОЗНИКНОВЕНИИ И УНИЧТОЖЕНИИ

Название на языке публикации: DER VORRANG DER VORGÄNGE. HARTMANN, WHITEHEAD UND ARISTOTELES ÜBER WERDEN UND VERGEHEN
Автор: МАРТИН ХЭНЕЛЬ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №1 (2019),  123-139
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI: 10.21638/2226-5260-2019-8-1-123-139 PDF (Загрузок: 2679)

Аннотация
Настоящая статья представляет три наиболее влиятельных подхода к осмыслению феноменов возникновения и уничтожения, идущие от Аристотеля, А. Н. Уайтхеда и Н. Гартмана. Статья открывается рассмотрением исторического развития философских понятий, связанных с проблемой возникновения и уничтожения. Далее, в ней освещаются различные направления в критике аристотелевской трактовки субстанции. Далее я обращаюсь к трудам Н. Гартмана, который предпринимает попытку онтологизировать процессы вхождения-в-бытие и ухода-из-бытия, в то время как А. Н. Уайтхед, его современник, разрабатывает своего рода философию процесса, в концептуальном плане дистанцируясь от аристотелевской концепции субстанции. На мой взгляд, оба подхода требуют полного пересмотра метафизики Аристотеля. В его открытом заново и привлекающим все большее внимание труде De generatione et corruptione Аристотель дает впечатляющее решение проблемы того, как субстанция может быть понята вне процессов вхождения-в-бытие и ухода-из-бытия. В этом контексте я показываю, что аристотелевская концепция становления более близка философии процесса Уайтхеда, нежели позитивистской онтологии Гартмана, поскольку в работе De generatione et corruptione самостоятельный характер субстанции обнаруживает себя в качестве момента общей процессуальности (описанной как телеологическое изменение возникновения и уничтожения). В противоположность этому, Гартман считает, что сам процесс должен быть рассмотрен в качестве самостоятельной субстанции.

Ключевые слова
Oнтология, феномены возникновения и уничтожения, субстанция, Гартман, Уайтхед, Аристотель, метафизика, философия процесса.

References

  • Aristoteles. (1995). Kategorien. In Philosophische Schriften in sechs Bänden. Hamburg: Meiner.
  • Aristoteles. (2011). Über Werden und Vergehen. In Werke in deutscher Übersetzung, Bd. 12, Teil IV. Berlin: Akademie.
  • Basile, P. (2008). Monadologie und Relationen — Whitehead, Russell und die Ablehnung der Substanzmetaphysik. In H. Gutschmidt, A. Lang-Balestra, & G. Segalerba (Eds.), Substantia — Sic et non, Eine Geschichte des Substanzbegriffs von der Antike bis zur Gegenwart in Einzelbeiträgen (445-460). Frankfurt: Ontos.
  • Böhme, G. (1970). Whiteheads Abkehr von der Substanzmetaphysik. Zeitschrift für philosophische Forschung, 24 (4), 548-553.
  • Brentano, F. (1862). Von der mannigfachen Bedeutung des Seienden nach Aristoteles. Freiburg im Breisgau: Herder.
  • Buchheim, Th. (2011). Einleitung und Kommentierung. In Aristoteles, Werke in deutscher Übersetzung, Bd. 12, Teil IV. Berlin: Akademie.
  • Casey, E. (2013). The Fate of Place. Berkeley: California University Press.
  • Descartes, R. (2005). Die Prinzipien der Philosophie, I. Teil. Hamburg: Meiner.
  • Emmet, D. (1966). Whitehead´s Philosophy of Organism. Macmillan: London France Press.
  • Eslick, L. J. (1958). Substance, Change, and Causality in Whitehead. Philosophy and Phenomenological Research, 18 (4), 503-513.
  • Gebauer, A. (2006). Die Mischungslehre des Aristoteles und ihre Bedeutung für den Substanzbegriff. Philosophisches Jahrbuch, 113, 3-29.
  • Hähnel, M. (2013). Systematologie des Denkens — Neue Forschungsliteratur zu Nicolai Hartmann. Zeitschrift für philosophische Forschung, 67(3), 452-472.
  • Hartmann, N. (1950). Philosophie der Natur. Berlin: de Gruyter.
  • Kambartel, F. (1965). The Universe is More Various, More Hegelian. Zum Weltverständnis bei Hegel und Whitehead. In J. Ritter & E. W. Böckenförde, Collegium Philosophicum (72-98). Basel: Schwabe.
  • Leclerc, I. (1953). Whitehead’s Transformation of the Concept of Substance. Philosophical Quarterly, 3 (12), 225-243.
  • Rapp, F. (1986). Der Kreativitätsbegriff Whiteheads und die moderne Naturwissenschaft. In F. Rapp & R. Wiehl (Eds.), Whiteheads Metaphysik der Kreativität (81-104). Freiburg: Alber.
  • Russell, B. (1975). A Critical Exposition of the Philosophy of Leibniz. London: Allen and Unwin.
  • Rust, A. (1989). Die organismische Kosmologie von Alfred N. Whitehead. Bodenheim: Athenäum.
  • Schnieder, B. (2004). Substanzen und ihre Eigenschaften. Berlin: de Gruyter.
  • Spaemann, R. (2010). Whitehead oder: Welche Erfahrungen lehren und die Welt verstehen? In Schritte über uns hinaus, Gesammelte Reden und Aufsätze I (171-188). Stuttgart: Klett-Cotta.
  • Whitehead, A. N. (1985). Prozess und Realität. Frankfurt: Suhrkamp.
  • Wiggins, D. (1967). Identity and Spatio-Temporal Tontinuity. Oxford: Blackwell.