Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2462


УРОВНИ МИРА. ПРЕДЕЛЫ И РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НИКОЛАЯ ГАРТМАНА И ВЕРНЕРА ГЕЙЗЕНБЕРГА ОБ УРОВНЯХ

Название на языке публикации: LEVELS OF THE WORLD. LIMITS AND EXTENSIONS OF NICOLAI HARTMANN’S AND WERNER HEISENBERG’S CONCEPTIONS OF LEVELS
Автор: ГРЕГОР ШИМАН
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №1 (2019),  103-122
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI: 10.21638/2226-5260-2019-8-1-103-122 PDF (Загрузок: 2597)

Аннотация
Представление о том, что мир может быть представлен как система уровней бытия, восходит к истокам европейской философии и мало утратило за это время своей правдоподобности. Одна из важных современных концепций таких уровней была разработана Николаем Гартманом. Эта концепция демонстрирует замечательные сходства и различия с классификацией реального, разработанной Вернером Гейзенбергом в его статье Ordnung der Wirklichkeit (Порядок реальности). В своей статье я представлю две концепции уровней и сравню их характерные черты. Я буду обсуждать их как варианты научного мировоззрения, которое пытается установить связь с точкой зрения жизненного мира. Далее я покажу, что недостатки этих концепций можно исправить, расширив их до микроуровня и макроурвня. Введение этих онтологически фундаментальных уровней основано на научном знании, которое по большей части ускользает от интуитивно представимого характера жизненного опыта. Исторические изменения в науке и жизненном мире могут привести к тому, что реальность может быть представлена в виде системы уровней, которые будут поставлены под сомнение в будущем.

Ключевые слова
Николай Гартман, Вернер Гейзенберг, уровень, слой, стратовая реальность, научное мировоззрение, мир жизни, Вселенная, субатомное.

References

  • Albert, D. Z. (1992). Quantum Mechanics and Experience. Cambridge (USA): Harvard University Press.
  • Beckermann, A. (1999). Analytische Einführung in die Philosophie des Geistes. Berlin/New York: de Gruyter.
  • Bollnow, O. F. (1982). Lebendige Vergangenheit. Zum Begriff des objektivierten Geistes bei Nicolai Hartmann. In A. J. Buch (Ed.), Nicolai Hartmann 1882-1982 (70-84). Bonn: Bouvier Verlag.
  • Börner, G. (2008). Die Dunkle Energie und ihre Feinde. Spektrum der Wissenschaft, 11, 38-45.
  • Esfeld, M., & Sachse, Ch. (2009). Identität statt Emergenz. Plädoyer für einen konservativen Reduktionismus. In J. Greve & A. Schnabel (Eds.), Emergenz: Zur Analyse und Erklärung komplexer Strukturen (84-110). Berlin: Suhrkamp Verlag.
  • Feyerabend, P. (1963). Professor Hartmann’s Philosophy of Nature. Ratio, 5, 91-106.
  • Goethe, J. W. von. (1989). Schriften zur allgemeinen Naturlehre, Geologie und Mineralogie. In Sämtliche Werke, Bd. 25. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag.
  • Harich, W. (2004). Nicolai Hartmann. Größe und Grenzen. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Hartmann, N. (1933). Das Problem des geistigen Seins. Untersuchungen zur Grundlegung der Geschichtsphilosophie und der Geisteswissenschaften. Berlin: de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1940). Aufbau der realen Welt. Grundriß einer allgemeinen Kategorienlehre. Meisenheim am Glan: Westkultur Verlag Anton Hain.
  • Hartmann, N. (1942). Neue Wege der Ontologie. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft.
  • Hartmann, N. (1943). Die Anfänge des Schichtungsgedankens in der Alten Philosophie. Abhandlungen der Preußischen Akademie der Wissenschaften, Philosophisch-historische Klasse, No. 3. Berlin: Akademie der Wissenschaften, in Kommission bei de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1946). Neue Ontologie in Deutschland. In Kleinere Schriften, Bd. 1 (51-89). Berlin: de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1950). Philosophie der Natur. Berlin: de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1953). New Ways of Ontology. Chicago: H. Regnery Co.
  • Heil, J. (2005). From an Ontological Point of View. Oxford: Oxford University Press.
  • Heisenberg, W. (1984). Die Ordnung der Wirklichkeit. In Gesammelte Werke: Abt. C, Bd. I: Physik und Erkenntnis: 1927-1955 (217-306). Berlin: Springer.
  • Heisenberg, W. (1989). Die Ordnung der Wirklichkeit. Zürich/München: Piper.
  • Höfert, H.-J. (1952). Kategorialanalyse und physikalische Grundlagenforschung. In H. Heimsoeth & R. Heiss (Eds.), Nicolai Hartmann: Der Denker und sein Werk. 15 Abhandlungen mit einer Bibliographie (186-207). Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.
  • Ingensiep, H. W. (2001). Geschichte der Pflanzenseele: Philosophische und biologische Entwürfe von der Antike bis zur Gegenwart. Stuttgart: Alfred Kröner Verlag.
  • Jahn, I. (Ed.). (1985). Geschichte der Biologie: Theorien, Methoden, Institutionen, Kurzbiographien. Jena: VEB Gustav Fischer.
  • Joos, E. (2002). Dekohärenz und der Übergang von der Quantenphysik zur klassischen Physik. In J. Audretsch (Ed.), Verschränkte Welt. Physik und Philosophie korrelierter Quantensysteme (169-195). Berlin: Wiley-VCH.
  • Rae, A. I. M. (1996). Quantenphysik: Illusion oder Realität? Stuttgart: Reclam.
  • Robinson, D. (1992). Renormalization and the Effective Field Theory Programme. In D. Hull, M. Forbes, & K. Okruhlik, PSA 1992 I (393-403). East Lansing Mich.: Philosophy of Science Association.
  • Schiemann, G. (2005). Natur, Technik, Geist: Kontexte der Natur nach Aristoteles und Descartes in lebensweltlicher und subjektiver Erfahrung. Berlin/New York: de Gruyter.
  • Schiemann, G. (2006). Zweierlei Raum. Über die Differenz von lebensweltlichen und physikalischen Raumvorstellungen. In E. Uhl & M. Ott (Eds.), Denken des Raums in Zeiten der Globalisierung (124-134). Stuttgart: LIT Verlag.
  • Schiemann, G. (2008). Werner Heisenberg. München: Beck.
  • Schiemann, G. (2009). Werner Heisenberg’s Position on a Hypothetical Conception of Science. In M. Heidelberger & G. Schiemann (Eds.), The Significance of the Hypothetical in the Natural Sciences (251-267). Berlin, New York: de Gruyter.
  • Schiemann, G. (2012). Mehr Seinsschichten für die Welt? Vergleich und Kritik der Schichtenkonzeption von Nicolai Hartmann und Werner Heisenberg. In G. Hartung, C. Strube, & M. Wunsch (Eds.), Nicolai Hartmann — Von der Systemphilosophie zur Systemischen Philosophie (85-104). Berlin: de Gruyter.
  • Schiemann, G. (2015). Lebensweltliche und physikalische Zeit. In G. Hartung (Ed.), Mensch und Zeit — Zur Frage der Synchronisation von Zeitstrukturen (207-225). Wiesbaden: Springer.
  • Schiemann, G. (2018). The Coming Emptiness: On the Meaning of the Emptiness of the Universe in Natural Philosophy. Philosophies, 2019, 4(1). doi: https://doi.org/10.3390/philosophies4010001
  • Stephan, A. (1999). Emergenz. Von der Unvorhersagbarkeit zur Selbstorganisation. Dresden: Dresden Univ. Press.
  • Vedral, V. (2011). Leben in der Quantenwelt. Spektrum der Wissenschaft, 9, 32-38.
  • Ward, P., & Brownlee, D. (1999). Rare Earth: Why Complex Life is Uncommon in the Universe. New York: Copernicus Books.
  • Wüthrich, Ch. (2007). Zeitreisen und Zeitmaschinen. In Th. Müller (Ed.), Philosophie der Zeit. Neue analytische Ansätze (191-219). Frankfurt am Main: Klostermann.