Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2537


К РЕЦЕПЦИИ НИКОЛАЯ ГАРТМАННА ВО ФРАНЦИИ. ПРОБЛЕМА РЕАЛЬНОГО: БЫТИЕ-В-СЕБЕ ИЛИ ТРАНСОБЪЕКТИВНОСТЬ?

Название на языке публикации: POUR LA RÉCEPTION DE N. HARTMANN EN FRANCE. LE PROBLÈME DE LA RÉALITÉ : L’ÊTRE EN-SOI OU LA TRANSOBJECTIVITÉ ?
Автор: СЕРГЕЙ ГАШКОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №1 (2019),  52-66
Язык: Французский
Тип публикации: Статья
DOI: 10.21638/2226-5260-2019-8-1-52-66 PDF (Загрузок: 2604)

Аннотация
Одна из основных целей и задач статьи — показать особенности рецепции философии Николая Гартмана в послевоенной Франции, в свете поставленных ею проблем и предложенных решений. Одной из таких сквозных философских проблем оказывается проблема статуса «в-себе бытия» или реальности. Имеет ли дело философия как критическая онтология познания с бытием единичной данности или с трансцендируемым трансобъектным бытием? Критическая онтология Гартмана решает многие теоретические проблемы и сложности, возникшие в поле взаимодействия реализма и спиритуализма, феноменологии и критицизма, указывая на разнообразие форм реальности (точнее, различных уровней в-себе бытия), обусловленное субъект-объектным отношением и ролью иррационального. Заслугой критической онтологии считается новая постановка вопроса о реальности, но выходит ли он при этом за пределы «метафизических» и антропоцентрических установок философской классики? Именно попыткой ответить на эти вопросы, а не только историко-философским любопытством обусловлен наш интерес к выбранным трем интерпретациям творчества Гартмана во Франции (Ж. Вюймен, С. Бретон, Г. Гурвич). Таким образом, наш метод является здесь лишь частично историко-сравнительным, но во многом гипотетико-теоретическим. Нашей целью является проверить гипотезу о возможной постановке вопроса о статусе в-себе бытия как не только трансобъективности, но интеробъективности. Результатом является то, что такой вопрос не был поставлен ни Гартманом, ни его интерпретаторами. При этом мы показываем, что вопрос о статусе реального в его отношении к иррациональному (Вюймен), структурно-онтологическому (Бретон) или феноменальному (Гурвич) является важнейшим вопросом критической онтологии Гартмана, с точки зрения его французских интерпретаторов.

Ключевые слова
Реальное, в-себе бытие, трансобъективность, иррациональное, данность, познание, Cogito.

References

  • Breton, S. (1962). L’Être spirituel: Recherches sur la philosophie de Nicolaï Hartmann. Lyon, Paris: Emmanuel Vitte.
  • Embree, L. (Ed.). (1997). Encyclopedia of Phenomenology. Dodrecht, Boston: Kluwer Academic Publishers.
  • Gurvitch, G. (1930). Les tendances actuelles de la philosophie allemande: E. Husserl, M. Scheler, E. Lask, N. Hartmann, M. Heidegger. Paris: Vrin
  • Hartmann, N. (1912). Philosophische Grundfragen der Biologie. Göttingen: Vanderhoeck & Ruprecht.
  • Hartmann, N. (1921). Grundzüge einer Metaphysik der Erkenntnis. Berlin: de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1932). Zum Problem der Realitätsgegbenheit, Philosophishe Vorträge der Kant-Gesellschaft. Berlin: Pan-Verlag.
  • Hartmann, N. (1935). Zur Grundlegung der Ontologie. Berlin: de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1947). Les Principes de la Métaphysique de connaissance, t.I, t.II. Paris: Aubert Montaigne.
  • Tertulian, N. (2003). Nicolai Hartmann et Georg Lukács. Une alliance féconde. Archives de Philosophie, 66, 663-698.
  • Vuillemin, J. (1950). La dialectique négative dans la connaissance de l’existence (Note sur l’épistémologie et la métaphysique de Nikolaï Hartmann et de Jean-Paul Sartre). Dialectica, 4 (1), 21-42.