Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2562


«ПРОТОКОЛЫ КРУЖКА» ГАРТМАНА 1920-1950 гг. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ОТКРЫТИЕ

Название на языке публикации: HARTMANNS „CIRKEL-PROTOKOLLE“ 1920-1950. EIN PHILOSOPHIEGESCHICHTLICHER FUND
Автор: ЙОАХИМ ФИШЕР
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 8, №1 (2019),  17-32
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI: 10.21638/2226-5260-2019-8-1-17-32 PDF (Загрузок: 2898)

Аннотация
С 1920 г. по 1950 г. Николай Гартман каждый семестр организовывал в различных университетах (Марбург, Кёльн, Берлин, Гёттинген) беседы с избранным кругом студентов и докторантов. Эта серия бесед была посвящена большому числу различных тем, вопросов и дисциплин. Все эти диалоги были бережно записаны (от руки или на машинке) теми или иными их участниками и собраны Гартманом. Эти так называемые «протоколы кружка» (Cirkel-Protokolle) стали важным открытием в немецкой истории философии, так как Гартман следовал диалогическому принципу, начиная с 20-х годов (Веймарская республика) все 30-ые и 40-ые года (Третий Рейх) вплоть до 1950 г. (послевоенное время) с соответствующим кружком молодых интеллектуалов, имея дело с темами эпистемологии, этики, философии природы, философии истории, социальной философии, эстетики, метафизики и так далее. Настоящая статья посвящена этому собранию бесед. Хотя гартмановские дискуссии уже упоминались то тут, то там в воспоминаниях некоторых их участников (всегда вспоминающих об их важности для Гартмана), это собрание в целом было открыто только тогда, когда немецкие исследователи Гартмана убедили семью Гартмана передать его неопубликованные бумаги в Немецкий литературный архив в Марбахе. Согласно Фриде Гартман, глубокий интерес Гартмана к таким беседам и его опыт в таком формате познания происходят уже из его академической жизни, когда он изучал философию и классическую филологию в Санкт-Петербургском императорском университете. Было принято решение, что этот уникальный документ о дискуссиях в истории немецкой философии будет опубликован в издании, к которому будет обеспечен открытый доступ, а также в качестве отдельно изданной книгой избранных материалов, имеющей целью представить гартмановские беседы научному сообществу. Немецкое научно-исследовательское сообщество (DFG) признало этот корпус дискуссий в качестве важного открытия в современной интеллектуальной истории и поддержало его издание. Эти документы, отражающие непрекращающуюся философскую дискуссию, представляются сокровищем философской истории первой половины ХХ-го столетия: a) вследствие широкого спектра затрагиваемых в них тем и дисциплин: от эпистемологии до этики, от философии языка до философии религии, от философской антропологии до социальной философии; b) из-за принципа диалога, практиковавшегося в первую половину ХХ-го столетия; c) в силу значимости этих бесед для написания истории философии, поскольку, как кажется, нет другого такого документа о немецкой истории философии той эпохи; d) благодаря инспирирующему фону этих бесед для различных трудов Гартмана («Метафизика познания», «Этика», «Строение реального мира», «Проблемы духовного бытия», «Философия природы» и «Эстетика»).

Ключевые слова
Николай Гартман, «Протоколы кружка», диалог, история немецкой философии, метафизика познания, онтология, реальный мир, этика, эстетика.

References

  • Buch, A. J. (Ed.). (1982). Nicolai Hartmann 1882-1982. Bonn: Bouvier.
  • Fischer, J. (1989). Sokratik und Politik. In D. Krohn, J. Heinen-Tenrich & D. Horster (Eds.), Das Sokratische Gespräch. Ein Symposion (79-106). Hamburg: Junius.
  • Fischer, J. (2008). Philosophische Anthropologie. Eine Denkrichtung des 20. Jahrhunderts. Freiburg, München: Alber.
  • Fischer, J. (2011). Nicolai Hartmann: A Crucial Figure in German Philosophical Anthropology—Without Belonging to the Paradigm. In R. Poli, C. Scognamiglio & F. Tremblay (Eds.), The Philosophy of Nicolai Hartmann (73-94). Berlin-Boston: de Gruyter.
  • Fischer, J. (2012). Neue Ontologie und Philosophische Anthropologie. Die Kölner Konstellation zwischen Scheler, Hartmann und Plessner. In G. Hartung, M. Wunsch & C. Strube (Eds.), Von der Systemphilosophie zur systematischen Philosophie—Nicolai Hartmann (131-152). Berlin, Boston: de Gruyter.
  • Freytag-Löringhoff, B. Baron v. (2003). Aus seinem Vortrag: Erinnerungen an Nicolai Hartmann (vorgetragen 1986), abgedr. In Lise Krämer (Hg.), Nicolai Hartmann. Facetten der Persönlichkeit (54-63). Kalletal (Privatdruck).
  • Gurvitch, G. (1930). Les Tendances Actuelles de la Philosophie Allemande. Edmund Husserl, Max Scheler, Emil Lask, Nicolai Hartmann, Martin Heidegger. Paris: Vrin.
  • Hartmann, N. (1946). Das Problem des geistigen Seins: Untersuchungen zur Grundlegung der Geschichtsphilosophie und der Geisteswissenschaften. Berlin: de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1962). Ethik. Berlin: de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1964). Der Aufbau der realen Welt: Grundriß der allgemeinen Kategorienlehre. Berlin: de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1965). Grundzüge einer Metaphysik der Erkenntnis. Berlin: de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1966). Ästhetik. Berlin: de Gruyter.
  • Hartmann, N. (1980). Philosophie der Natur. Abriss der speziellen Kategorienlehre. Berlin: de Gruyter.
  • Hartung, G. (2003). Das Maß des Menschen. Aporien der philosophischen Anthropologie und ihre Auflösung in der Kulturphilosophie Ernst Cassirers. Weilerswist: Velbrück.
  • Hartung, G., Wunsch, M., & Strube, C. (Eds.). (2012). Nicolai Hartmann — Von der Systemphilosophie zur systematischen Philosophie. Berlin-Boston: de Gruyter.
  • Hartung, G., & Wunsch, M. (2014). Nicolai Hartmann. Studien zur Neuen Ontologie und Anthropologie. Berlin-Boston: de Gruyter.
  • Heimsoeth, H., & Heiss, R. (Eds.). (1952). Nicolai Hartmann. Der Denker und sein Werk. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.
  • Heiss, R. (1952). Nicolai Hartmann. In H. Heimsoeth & R. Heiss (Eds.), Nicolai Hartmann. Der Denker und sein Werk (20-22). Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.
  • Kessel, Th. (2019). Nicolai Hartmann — Cirkelprotokolle 1920-1950. In J. Bohr (Ed.), Kolleghefte, Kollegnachschriften und Protokolle. Probleme und Aufgaben der philosophischen Edition. Berlin, Boston: de Gruyter. (im Druck).
  • Krämer, L. (Ed.) (2003). Nicolai Hartmann. Facetten der Persönlichkeit. Kalletal (Privatdruck).
  • Martin, G. (1952). Aporetik als philosophische Methode. In H. Heimsoeth & R. Heiss (Eds.), Nicolai Hartmann. Der Denker und sein Werk (249-255). Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.
  • Morgenstern, M. (1997). Nicolai Hartmann zur Einführung. Hamburg: Junius.
  • Pannenberg, W. (2006). An Intellectual Pilgrimage. Dialog. A Journal of Theology, 45 (2), 181-194.
  • Patzig, G. (Ed.). (1982). Symposium zum Gedenken an Nicolai Hartmann (1882-1950). Göttingen: Vandenhoek & Ruprecht.
  • Poli, R., Scognamiglio, C., & Tremblay, F. (Eds.). (2011). The Philosophy of Nicolai Hartmann. Berlin, Boston: de Gruyter.
  • Poli, R. (2012). Nicolai Hartmann. Stanford Encyclopedia of Philosophy. Retrieved from http://http://plato.stanford.edu/entries/nicolai-hartmann/
  • Schischkoff, G. (Ed.). (1982). Philosophisches Wörterbuch. Stuttgart: Kröner.
  • Stache, W. (1954). Einführung. In N. Hartmann & W. Stache (Eds.), Nikolay Hartmann. Philosophische Gespräche. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.
  • Stegmüller, W. (1960). Kritischer Realismus: Nicolai Hartmann. In Hauptströmungen der Gegenwartsphilosophie, Bd. I (245-287). Stuttgart: Kröner.
  • Tilitzki, Ch. (2002). Die deutsche Universitätsphilosophie in der Weimarer Republik und im Dritten Reich, 2 Bd. Berlin: Akademie-Verlag.