Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2313


БОЛЕЗНЬ КАК МЕТАФОРА ИЛИ БОЛЕЗНЬ МЕТАФОР? ОПЕРА ХАНСА ВЕРНЕРА ХЕНЦЕ «СЕЛЬСКИЙ ВРАЧ» (1951). МЕЖДУ ФРАНЦОМ КАФКОЙ И ВАЛЬТЕРОМ БЕНЬЯМИНОМ

Название на языке публикации: KRANKHEIT ALS METAPHER ODER KRANKHEIT DER METAPHERN? HANS WERNER HENZES EIN LANDARZT (1951). ZWISCHEN FRANZ KAFKA UND WALTER BENJAMIN
Автор: МАУРО ФОСКО БЕРТОЛА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №2 (2018),  509-530
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-2-509-530 PDF (Загрузок: 2676)

Аннотация
После того, как Сьюзан Зонтаг в своей эпохальной книге «Болезнь как метафора», изданной в 1978 году, указала на роль болезни для продуцирования метафор, оказывающих большее влияние на широкий социальный, политический или культурологический контексты, равно как и на область искусства, это стало общепризнанным явлением. Для различных сфер искусств болезнь становится важной смыслообразующей метафорой для общественных и культурных феноменов. В своей статье я пытаюсь пояснить использование такого типа метафор на примере короткого рассказа Франца Кафки «Сельский врач» („Ein Landarzt”), написанном в 1917 году. Состояние больного человека схоже с состояниями, которые описывал Фрейд посредством терминов «забвение», «вытеснение», «отрицание» и т.д. Этот текст очень важен для психоаналитической трактовки наследия Кафки, поскольку в рассказе явно прослеживается связь между раной молодого человека и сексуальным желанием к Розе. В статье также предпринимается анализ одноименной оперы, написанной в 1951 году Хансом Вернером Хенце, в основу которой был положен кафкианский текст. Хенце в этой опере, благодаря особым выразительным инструментальным средствам, пытается подчеркнуть нереальную, размытую атмосферу рассказа. Используя интерпретацию Вальтера Беньямина о наследия Кафки как размышления по поводу «болезни традиций» („Erkrankung der Tradition”) применительно к современной ситуации, я указываю на то, что Кафка и Хенце одинаково понимают современность, а также на то, как после Второй мировой войны Хенце по-новому артикулирует данную идею современности как «болезни традиции» в своем поэтическом и композиторском творчестве.

Ключевые слова
Франц Кафка, Вальтер Беньямин, Ханс Вернер Хенце, Сьюзан Зонтаг, метафора, болезнь традиции, опера.

References

  • Abels, N. (2013). Vom Fehlläuten der Nachtglocke. Marginalie zu Hans Werner Henzes „Ein Landarzt“. In Hans Werner Henze und seine Zeit (54-63). Laaber: Laaber Verlag.
  • Benjamin, W. (1977a). Beim Bau der chinesischen Mauer (1931). In Walter Benjamin. Gesammelte Schriften, Bd. II.2 (676-683). Frankfurt a.M.: Suhrkamp.
  • Benjamin, W. (1977b). Franz Kafka. Zur zehnten Wiederkehr seines Todestages (1934). In Walter Benjamin. Gesammelte Schriften, Bd. II.2. Frankfurt a.M.: Suhrkamp.
  • Benjamin, W., & Scholem, G. (1980). Briefwechsel 1933-1940. Frankfurt a.M.: Suhrkamp.
  • Bertola, M. F. (2017). The Trouble with the Beekeeper. Hans Werner Henze’s “Aristaeus” (2003) or: Operatic Metaphysics after Humanism. International Journal of Žižek Studies, 11(3), 16-53.
  • Blank, J. (2010). Ein Landarzt. Kleine Erzählungen. In M. Engel & B. Auerochs (Eds.), Kafka Handbuch (218-240). Stuttgart Weimar: Metzler.
  • Busch, W. (2004). Die Krankheit der Metaphern. Über die Wunde in Kafkas „Ein Landarzt“. In E. Locher & I. Schiffermüller (Eds.), Franz Kafka. Ein Landarzt. Interpretationen (23-40). Innsbruck: Studien Verlag.
  • Downes, S. (2013). After Mahler. Britten, Weill, Henze and Romantic Redemption. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Engel, M. (2004). Jeder Träumer ein Shakespeare? Zum poetogenen Potential des Traumes. In R. Zymner & M. Engel (Eds.), Anthropologie der Literatur. Poetogene Strukturen und ästhetisch-soziale Handlungsfelder (102-117). Paderborn: Mentis.
  • Engel, M. (2010). Strukturen, Schreibweisen, Themen. In M. Engel & B. Auerochs (Eds.), Kafka Handbuch (411-427). Stuttgart Weimar: Metzler.
  • Foucault, M. (1971). Die Ordnung der Dinge. Eine Archäologie der Humanwissenschaften. Frankfurt a.M.: Suhrkamp.
  • Henze, H. W. (1984a). Musica impura — Musik als Sprache (1972). In Musik und Politik. Schriften und Gespräche 1955-1984 (190-199). München: Deutscher Taschenbuch Verlag.
  • Henze, H. W. (1984b). Die geistige Rede der Musik (1959/1964). In Musik und Politik. Schriften und Gespräche 1955-1984 (52-61). München: Deutscher Taschenbuch Verlag.
  • Henze, H. W. (1984c). Tradition und Kulturerbe (1966). In Musik und Politik. Schriften und Gespräche 1955-1984 (114-117). München: Deutscher Taschenbuch Verlag.
  • Hochgesang, D. (1995). Die Opern von Hans Werner Henze im Spiegel der deutschsprachigen, zeitgenössischen Musikkritik bis 1996. Trier: Wissenschaftlicher Verlag.
  • Kafka, F. (1993). Die Wahrheit über Sancho Pansa. In Sämtliche Erzählungen (304). Frankfurt a.M.: Fischer.
  • Kafka, F. (2008a). Ein Landarzt. In Ein Landarzt. Kleine Erzählungen. München und Leipzig 1919 (11-21). München: Deutscher Taschenbuch Verlag.
  • Kafka, F. (2008b). Eine kaiserliche Botschaft. In Ein Landarzt. Kleine Erzählungen. München und Leipzig 1919 (46-47). München: Deutscher Taschenbuch Verlag.
  • Kafka, F. (2008c). Die Sorge des Hausvaters. In Ein Landarzt. Kleine Erzählungen. München und Leipzig 1919 (48-50). München: Deutscher Taschenbuch Verlag.
  • Lachenmann, H. (1995). On Structuralism. Contemporary Music Review, 12(1), 93 102.
  • Lachenmann, H. (1996a). Tagebuchnotiz und Tonband Protokoll. In Musik als existentielle Erfahrung. Schriften 1966-1995 (407-410). Wiesbaden: Breitkopf & Härtel.
  • Lachenmann, H. (1996b). Offener Brief an Hans Werner Henze. In Musik als existentielle Erfahrung. Schriften 1966-1995 (331-333). Wiesbaden: Breitkopf & Härtel.
  • Mäckelmann, M. (1991). Hans Werner Henzes frühe Einakter, „Das Wundertheater“, „Ein Landarzt“ und „Das Ende einer Welt“. Ein Vergleich. In W. Kirsch & S. Döhring (Eds.), Geschichte und Dramaturgie des Operneinakters (387-400). Laaber: Laaber Verlag.
  • Oehl, K. (2006). Oper auf der Couch. Hans Werner Henzes Funkoper „Ein Landarzt“. Musik-Konzepte, 132, 81-103.
  • Petersen, P. (1995). Hans Werner Henze. Werke der Jahre 1984 — 1993. Mainz: Schott.
  • Santner, E. L. (2011). The Royal Remains. The People’s Two Bodies and the Endgames of Sovereignty. Chicago: University of Chicago Press.
  • Scheit, G. (2003). Zwischen Engagement und Verstummen. Surrealismus als regulative Idee des Ästhetischen bei Hans Werner Henze. In P. Petersen (Ed.), Hans Werner Henze. Die Vorträge des Internationalen Henze-Symposions am Musikwissenschaftlichen Institut der Universität Hamburg, 28. bis 30.Juni 2001 (205-214). Frankfurt a.M.: Lang.
  • Sontag, S. (1977). Illnes as Metaphor. New York: Farrar, Straus and Giroux.
  • Timms, E. (1985). Kafka’s Expanded Metaphors. A Freudian Approach to „Ein Landarzt”. In J. P. Stern & J. J. White (Eds.), Paths and Labyrinths. Nine Papers Read at the Franz Kafka Symposium (638-650). London: Institute of Germanic Studies.
  • Valk, T. (2003). „Und heilt er nicht, so tötet ihn!“ Subjektzerfall und Dichterologie in Kafkas Erzählung „Ein Landarzt“. Hofmannsthal Jahrbuch, XI, 351-373.
  • Weigel, S. (2006). Zu Franz Kafka. In L. Burkhardt (Ed.), Benjamin Handbuch (543-557). Stuttgart Weimar: Metzler.
  • Wendorff, E. (1996). Die Funkopern von Hans Werner Henze. Hamburg: Musikwissenschaftliches Institut (Magister Arbeit).
  • Žižek, S. (2014). Absolute Recoil. Towards a New Foundation of Dialectical Materialism. London: Verso.