Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3329


«ЗДОРОВЬЕ» И «БОЛЕЗНЬ» В МУЗЫКЕ: ОЧЕРК ОДНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Название на языке публикации: „GESUNDHEIT“ UND „KRANKHEIT“ IN DER MUSIK: EIN PROBLEMAUFRISS
Автор: ДОРОТЕЯ РЕДЕПЕННИНГ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №2 (2018),  492-508
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-2-492-508 PDF (Загрузок: 3536)

Аннотация
Статья объединяет культурно-исторические, историко-музыкальные и философские проблемные поля, которые возникают из отношения здоровье/болезнь, при этом фокус исследования направлен на западно-европейскую музыку 19-го и 20-го столетий. В первой части дается вводный обзор, каким образом болезнь представлена в опере и инструментальной музыке. Во второй части проводится медицинское исследование личных историй композиторов и важного вопроса, оказывает ли влияние болезнь на процесс творчества и в какой степени. Особенное внимание уделено работам Шумана, вопросу, как на их написание повлияло его зараженность сифилисом. Шуман, будучи под впечатлением от обезумевшего капельмейстера Крайслера, персонажа Гофмана, создал цикл для фортепиано под названием Крейслериана, который благодаря особым композиторским приемам производил впечатление сумасшествия. Однако написание такого рода музыки и структура такого музыкального произведения может быть чем угодно, только не «сумасшествием», поскольку эта структура хорошо продумывалась для создания эффекта сумасшествия. Совершенно иное ощущение вызывают Темы c вариациями ми-бемоль мажор (Geistervariationen), небольшой цикл, последняя работа Шумана. Он считал, что музыка ему преподносится ангелами – основой в них явился мотив, который он использовал во многих произведениях прежде. В третьей части рассматривается тезис о «больном искусстве», прежде всего в контексте понимании итальянского психиатра и судебного медика Чезаре Ломброзо. Болезнь, в особенности душевная, создает с его точки зрения «дегенеративное» искусство. С другой же стороны, указывается на противоположную точку зрения, что болезнь, особенно душевная болезнь, указывает на избранность. Томас Манн является выразителем этой точки зрения, когда в своем Докторе Фаусте говорит о «болезни, рождающей гения». В конце статьи речь пойдет об идеологическом злоупотреблении в современном искусстве.

Ключевые слова
Oпера, музыка, диалектика болезни и здоровья, безумие, исцеление музыкой, Бетховен, Шуман, Доктор Фауст.

References

  • Appel’, B. R. (2006). Mozhno li uslyshat’ bolezn’? Ob otnoshenii k pozdnemu tvorchestvu [Is it Possible to Hear the Illness? On the Attitude to Late Works]. Muzikalnaja akademija, 4, 160-162. (in Russian).
  • Appel, B. R. (2007). Robert Schumanns Krankheit und Tod im öffentlichen Diskurs: Zur Konstituierung des Schumann-Bildes in der zweiten Hälfte des 19. Jahrhunderts. In H. Loos (Ed.), Robert Schumann und die Öffentlichkeit: Hans Joachim Köhler zum 70. Geburtstag (275-312). Leipzig: Schroeder.
  • Critchley, M. (1977). Aesthetic and Synaesthetic Experiences during Musical Perception. In M. Critchley & R. A. Henson (Eds.), Music and the Brain: Studies in the Neurology of Music (217-232). London: William Heinemann Medical Books.
  • Franken, F. H. (2012). Die Krankheiten großer Komponisten. Wilhelmshafen: Noetzel.
  • Gurevich, S. (2010). Robert Shuman: bolezn’ i tvorchestvo [Robert Schumann: Illness and Creativity]. Muzikalnaja psichologija i psichoterapija, 4 (19), 30-39. (in Russian).
  • Hoffmann, E. T. A. (1963). Fantasiestücke in Callots Manier, Kreisleriana. In Poetische Werke in sechs Bänden, Bd. 1. Berlin: Aufbau.
  • Jaspers, K. (1922). Strindberg und van Gogh. Leipzig: Bircher.
  • Kant, I. (1977). Kritik der Urteilskraft. In Werke in zwölf Bänden, Bd. 10 (73-457). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Knechtges-Obrecht, I. (1985). Robert Schumann im Spiegel seiner späten Klavierwerke. Regensburg: Bosse.
  • Koelsch, S. (2012). Brain and Music. Chichester: Wiley-Blackwell.
  • Kunze, S. (1996). Ludwig van Beethoven. Die Werke im Spiegel seiner Zeit; gesammelte Konzertberichte und Rezensionen bis 1830. Laaber: Laaber.
  • Litzmann, B. (1971). Clara Schumann, ein Künstlerleben nach Tagebüchern und Briefen, Bd. 2, Ehejahre 1840-1856. Hildesheim: Olms.
  • Lombroso, C. (1864). Genio e follia, in rapporto alla medicina legale, alla critica ed alla storia [Genious and Madness in Medicine Legacy, Criticism and History]. Milano: Giuseppe Chiusi. (in Italian).
  • Mann, T. (1990). Doktor Faustus. Frankfurt: Fischer.
  • Nordau, M. (1892-1893). Entartung. Berlin: Duncker.
  • Olander, D. M. (2008). Illness Narratives in Nineteenth-Century German Instrumental Music. Retrieved from http://diginole.lib.fsu.edu/islandora/object/fsu:180513/ datastream/PDF/view
  • Osterwold, M. (2002). Muzika: Musikbezogene Werke psychisch Kranker und ihre Bearbeitung durch zeitgenössische Komponisten. Heidelberger Jahrbücher, 46, 225-244.
  • Pfitzner, H. (1920). Die neue Ästhetik der musikalischen Impotenz. Ein Verwesungssymptom. München: Verlag der Süddeutschen Monatshefte.
  • Radkau, J. (2000). Das Zeitalter der Nervosität. Deutschland zwischen Bismarck und Hitler. München: Econ-Ullstein-List-Verl.
  • Saary, M. (1983). Persönlichkeit und musikdramatische Kreativität Hugo Wolfs. Tutzing: Hans Schneider.
  • Sandblom, P. (1992). Creativity and Disease: How Illness Affects Literature, Art and Music. New York: Marion Boyars.
  • Sartin, J. (2010). Contagious Rhythm: Infectious Diseases of 20th Century Musicians. Clinical Medical Research, 8(2), 106-113.
  • Seiffert, W.-D. (1999). Robert Schumanns Thema mit Variationen Es-Dur, genannt „Geistervariationen“. In S. Kurth & Bernd (Eds.), Compositionswissenschaft: Festschrift Reinhold und Roswitha Schlötterer zum 70. Geburtstag (189-214). Augsburg: Wißner.
  • Storr, A. (1992). Music and the Mind. New York: The Free Press.
  • Trethowan, W. H. (1977). Music and Mental Disorder. In M. Critchley (Ed.), Music and the Brain (398-432). London: William Heinemann Medical Books.