Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2020


АВТОНОМИЯ И ОТВЕТСВЕННОСТЬ – О МОРАЛЬНОМ СТАТУСЕ ОТНОШЕНИЯ ВРАЧ-ПАЦИЕНТ С ФИЛОСОФСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Название на языке публикации: AUTONOMIE UND VERANTWORTUNG – ZUM MORALISCHEN STATUS DER ARZT-PATIENTEN-BEZIEHUNG AUS PHILOSOPHISCHER SICHT
Автор: БРИГИТТА ФЛИКИНГЕР
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №2 (2018),  475-491
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-2-475-491 PDF (Загрузок: 2705)

Аннотация
История отношений между врачом и пациентом, насчитывающая почти две тысячи лет, определялась патерналистскими моральными принципами, основания которых заложены еще клятвой Гиппократа и сформулированы позднее в несколько модернизированном виде в Женевской декларации. В связи с социальными и политическими изменениями, произошедшими в течение последних десятилетий, эта структура потеряла свое этическое равновесие и требует корректировки. Медицина теперь подразделяется на область, занимающуюся собственно лечением, и на новое направление научной биомедицины, связанной с исследованиями в лабораториях и независимую от отношения лечащий врач – пациент. В то время как доктора ощущают все возрастающие экономические и законодательные ограничения, пациенты стремятся использовать новые возможности в области медицины и настаивают на независимом принятии решения. С достижениями в биомедицине, понятие «здоровье» обретает более широкое значение и теперь включает все типы лечебных мероприятий по желанию (Wunschmedizin) и проективной диагностики. Сегодня не только пациенты просят о медицинской помощи, но и клиенты, которые, исходя из собственного права на автономию, хотят осуществить свои желания, касающиеся их телесности. В данной статье рассматриваются этические составляющие этих изменений, особое внимание уделено понятию «автономия». Автономия в деонтологической этике Канта является основанием универсальных моральных принципов, таких, как человеческое достоинство и социальная ответственность. Однако в современной биомедицинской этике, как это будет продемонстрировано в дальнейшем, понятие «автономия» основывается на либертарианстве и утилитаризме. Кроме того, в недавно пересмотренной Женевской декларации не удалось решить моральную дилемму лечащих врачей между профессиональным долгом и собственной совестью, так же как не удалось компенсировать недостаток ответственности обоих сторон в отношениях лечащий врач–пациент. Обоюдное уважение поможет достичь наиболее полного понятия автономии и сохранить ее моральную ценность.

Ключевые слова
Биомедицинская этика, либертарианство, утилитаризм, Кант, автономия, достоинство, ответственность, информированное согласие, клятва Гиппократа, Женевская декларация.

References

  • Beauchamp, T. L., & Childress, J. F. (2013). Principles of Biomedical Ethics. Oxford: University Press.
  • Berlin, I. (2006). Zwei Freiheitsbegriffe. In Freiheit. Vier Versuche (197-256). Frankfurt: Fischer.
  • Cassell, E. (1982). The Nature of Suffering and the Goals of Medicine. The New England Journal of Medicine, 306 (11), 639-645.
  • Franzkowiak, P., & Sabo, P. (Eds.). (1993). Dokumente der Gesundheitsförderung. Mainz: Sabo.
  • Gelöbnis. (2015). (Muster)-Berufsordnung für die in Deutschland tätigen Ärztinnen und Ärzte. Deutsches Ärzteblatt. doi: 10.3238/aerztebl.2015.mbo_daet2015.
  • Kant, I. (1965). Grundlegung zur Metaphysik der Sitten. Hamburg: Meiner.
  • Kant, I. (1996). Beantwortung der Frage: Was ist Aufklärung? In Werkausgabe, Bd. XI. Frankfurt: Suhrkamp.
  • Kant, I. (2003). Kritik der praktischen Vernunft. Hamburg: Meiner.
  • Langanke, M., Erdmann, P., Robienski, J., & Rudnik-Schöneborn, S. (2015). Zufallsbefunde bei molekulargenetischen Untersuchungen. Berlin: Springer.
  • Maio, G. (2012). Mittelpunkt Mensch. Ethik in der Medizin. Stuttgart: Schattauer.
  • Quante, M. (2010). Menschenwürde und personale Autonomie. Hamburg: Meiner.
  • Rolf, S. (2008). Respekt vor Patientenautonomie und Achtung der Menschenwürde. Zeitschrift für Evangelische Ethik, 52, 200-211.
  • Savulescu, J., & Kahane, G. (2009). The Moral Obligation to Create Children with the Best Chance of the Best Life. Bioethics, 23, 274-290.