Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2991


СПЕКУЛЯТИВНОЕ РАССУЖДЕНИЕ В МЕОНТИЧЕСКОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ О. ФИНКА

Название на языке публикации: СПЕКУЛЯТИВНОЕ РАССУЖДЕНИЕ В МЕОНТИЧЕСКОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ О. ФИНКА
Автор: ЕВГЕНИЯ ШЕСТОВА
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №2 (2018),  391-413
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-2-391-413 PDF (Загрузок: 2670)

Аннотация
Статья посвящена исследованию роли языка в феноменологическом методе. С опорой на работы О. Финка показано, что эту роль нельзя свести к выражению результатов феноменологической работы. Функционирование языка описывается как создание «трансцендентальной видимости» в обоих смыслах — как иллюзии и как явления. Проблема феноменологического языка связана с общим пониманием феноменологического метода: в VI Картезианской медитации Финк, создавая «трансцендентальное учение о методе» делает акцент на меонтическом бытийном характере трансцендентальной сферы; но говорить о ней мы вынуждены на естественном языке, сложившемся в естественной установке. Борьба с тенденцией феноменологии к «обмирщению» требует нового способа описания, который позволил бы трансцендентальной сфере прийти к видимости, но в тоже время сохранил ее бытийную специфику. В качестве такого способа описания предлагается основанный на метафоре подвижный спекулятивный набросок. В рамках темы исследуется рецепция О. Финком немецкой классической философии: проводятся параллели между «трансцендентальным учением о методе» Финка и кантовской трансцендентальной диалектикой и учением о методе, а финковская идея Абсолюта сопоставляется с гегелевским Абсолютным духом. В статье выявляется продуктивный потенциал обыденного языка, который заключается в его метафоричности, неполной проясненности, неоднозначности — в способности слова к переопределению. Так понятие одновременно может предъявлять проблему и сохранять ее проблемный характер. Спекулятивное описание в форме проблемного наброска должно провоцировать философское удивление – продуктивную непонятность, которая требует от читателя включиться в феноменологическую работу.

Ключевые слова
Ойген Финк, меонтика, трансцендентальная феноменология, спекуляция, понятие, язык феноменологии, философское удивление.

References

  • Bertolini, S. (2015). Einige Bemerkungen über Finks Interpretation der „Phänomenologie des Geistes“ und Hegels Einfluss auf die Weltphilosophie. Horizon, 4 (2), 203–217. doi: 10.18199/2226-5260-2015-4-2-203-217
  • Bruzina, R. (1986). The Enworlding (Verweltlichung) of Transcendental Phenomenological Reflection: A Study of Eugen Fink’s “Sixth Cartesian Meditation”. Husserl Studies, 3, 3–29.
  • Bruzina, R. (2002). Eugen Fink and Maurice Merleau-Ponty: The Philosophical Lineage in Phenomenology. In T. Toadvine & L. Embree (Eds.), Merleau-Ponty’s Reading of Husserl (173–200). Dordrecht: Springer Science+Business Media B.V.
  • Bruzina, R. (2004). Edmund Husserl and Eugen Fink: Beginnings and Ends in Phenomenology, 1928–1938. New Haven: Yale University Press.
  • Fink, E. (1985). Einleitung in die Philosophie. Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Fink, E. (1988). VI. Cartesianische Meditation. Teil 1. Die Idee einer transzendentalen Methodenlehre (Husserliana-Dokumente Bd. II/I). Dordrecht: Kluwer.
  • Fink, E. (2008a). Phänomenologische Werkstatt. Band 2: Die Bernauer Zeitmanuscripte, Cartesianische Meditationen und System der phänomenologiscen Philosophie. Freiburg, München: Karl Alber.
  • Fink, О. (2008b). Operativnye ponyatiya fenomenologii Gusserlya [Operative Concepts in Husserl’s Phenomenology]. Ezhegodnik po fenomenologicheskoi filosofii, 1, 361–380. Moscow: RGGU. (in Russian).
  • Fink, О. (2016a). Problema fenomenologii Edmunda Gusserlya [The Problem of the Phenomenology of Edmund Husserl]. Logos, 1, 5–46. (in Russian).
  • Fink, E. (2016b). Elementy kritiki Gusserlya [Critiquing Husserl: Elements]. Logos, 1, 47–60. (in Russian).
  • Gegel’, G. (1970). Nauka logiki. Т. 1 [Science of Logic, Vol.1]. Moscow: Mysl’. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (2009). Idei k chistoi fenomenologii i fenomenologicheskoi filosofii. Kniga pervaja [Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy I]. Moscow: Akademicheskii proekt. (in Russian).
  • Ikeda, Y. (2014). Transzendentaler Schein und phänomenologische Ursprünglichkeit. Welterfahrung bei Husserl und Fink. Horizon, 3 (1), 60–92.
  • Ikeda, Y. (2015). Eugen Finks Kant-Interpretation. Horizon, 4 (2), 154–185.
  • Kant, I. (1964). Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason]. Moscow: Mysl’. (in Russian).
  • Luft, S. (2003). Phänomenologie der Phänomenologie. Dordrecht.
  • Noor, A. (1997). La question du langage dans la Sixéte méditation cartésienne. In N. Depraz & M. Richir (Eds.), Eugen Fink: actes du Colloque de Cerisy-la-salle, 23–30 juillet 1994 (215–230). Amsterdam, Atlanta: Rodopi.
  • Sepp, H. R. (1998). Medialität und Meontik — Eugen Finks spekulativer Entwurf. Internationale Zeitschrift für Philosophie, 1, 85–93.
  • Smyth, Br. (2014). Merleau-Ponty’s Existential Phenomenology and the Realization of Philosophy. London, New York: Bloomsbury.