Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3582


МИР, ПОКОЙ, ОБЩИНА: О ВЗАИМОСВЯЗИ ЗНАЧЕНИЙ ПОНЯТИЯ «МИР» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Название на языке публикации: МИР, ПОКОЙ, ОБЩИНА: О ВЗАИМОСВЯЗИ ЗНАЧЕНИЙ ПОНЯТИЯ «МИР» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Автор: АЛЕКСАНДР ФРОЛОВ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №2 (2018),  297-311
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-2-297-311 PDF (Загрузок: 2752)

Аннотация
В данной статье мы попытались проследить взаимосвязи между различными значениями понятия «мир» в русском языке. Разбор данной проблематики предваряется экспозицией проблемы мира в современной философии, с акцентом на т.н. «космологическое различие», введенное О. Финком. Оказалось, что ядро рассматриваемого концепта как в русском, так и в других языках образует значение мира как обжитого пространства, где имеют место порядок, исполнение договоров, согласие между людьми. Таким образом, здесь пересекаются значения понятия мира как общины (communitas) и как покоя, согласия (pax). Далее были рассмотрены производные значения понятия мира в качестве общины, сообщества – от крестьянской и церковной общины до «исторического мира» и «мира сего» (в его христианской трактовке). В завершение статьи мы обратились к опыту настроения как космологического феномена. Речь шла об особом опыте универсального согласия, причастности к космологической гармонии (harmonia mundi), т.е. о переживании мира как покоя (eirēnē, pax) в космологическом плане. Кроме того, были рассмотрены экзистенциально-практические условия возможности такого опыта (расположение и забота). Также мы обратили внимание на природные и социальные факторы, препятствующие причастности к опыту космологической гармонии. В качестве проблематизации подобного опыта, было подчеркнуто, что с богословской точки зрения идея целого мира реализуема только в эсхатологической перспективе, поскольку в его настоящем состоянии мир расколот, подвержен нестроениям и только отчасти служит образом, напоминающем о Творце.

Ключевые слова
Мир, космос, покой, согласие, Хайдеггер, Финк, Бибихин.

References

  • Antonii, mitropolit Surozhskii. (2012). Uverennost’ v veshchakh nevidimykh. Poslednie besedy (2000-2001) [Confidence in the Things Invisible. The Last Conversations (2000-2001)]. Moscow: Nikeya. (in Russian).
  • Afanas’eva, N. (2013). Mir mirovi podazhd’, Chelovekolyubche! [Let Peace be upon the World, oh the Lover of Mankind!]. Parfenon segodnya: pravoslavnyi zhurnal [Parthenon Today: Orthodox Magazine], 5 (2), 2-7. (in Russian).
  • Batkin, L. (1978). Ital’yanskie gumanisty: stil’ zhizni i stil’ myshleniya [Italian Humanists: Style of Life, Style of Thinking]. Moscow: Science. (in Russian).
  • Bibikhin, V. (1995). Mir [The World]. Tomsk: Vodolei. (in Russian).
  • Dil’tei, V. (2004). Postroenie istoricheskogo mira v naukakh o dukhe [The Formation of the Historical World in the Human Sciences]. In Sobranie sochinenii v shesti tomakh. T. 3 [Collected Works in 6 Volumes, Vol. 3]. Moscow: Tri kvadrata, 2004. (in Russian).
  • Fink, E. (1977). Sein und Mensch: Vom Wesen der ontologischen Erfahrung. Freiburg: Karl Alber Verlag.
  • Gabriel, M. (2013). Warum es die Welt nicht gibt. Berlin: Ullstein.
  • Grigorii Bogoslov, Svt. (1912). Tvoreniya. T. 1 [Works, Vol. 1]. St Petersburg: Tipografiya P.P. Soikina. (in Russian).
  • Gurevich, A. (1984). Kategorii srednevekovoi kul’tury [Categories of the Middle Age Culture]. Moscow: Nauka. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (2004). Krizis evropeiskikh nauk i transtsendental’naya fenomenologiya [The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology]. St Petersburg: Izdatel’stvo «Vladimir Dal’». (in Russian).
  • Ionkus, D. (2004). Problema mira v fenomenologii E. Finka [The Problem of the World in E. Fink’s Phenomenology]. Topos, 9 (2), 51-61. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (1993). Veshch’ [The Thing]. In M. Khaidegger, Vremya i bytie [Time and Being] (316-326). Мoscow: Respublika. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (1997). Bytie i vremya [Being and Time]. Moscow: Ad Marginem. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (1998). O sushchestve osnovaniya. [On the Essence of Ground]. In Filosofiya v poiskakh ontologii: Sbornik trudov Samarskoi gumanitarnoi akademii, vyp. 5 [Philosophy in Search of Ontology. Collection of the Works of Samara Humanitarian Academy, Issue 5] (78-130). Samara: Izdatel’stvo SamGA. (in Russian).
  • Marion, Zh.-L. (2014). Nasyshchennyi fenomen [The Saturated Phenomenon]. In S. Sholokhova & A. Yampol’skaya (Eds.), (Post)fenomenologiya: novaya fenomenologiya vo Frantsii i za ee predelami [(Post)phenomenology: New Phenomenology in France and Beyond] (63-99). Moscow: Akademicheskii proekt. (in Russian).
  • Merlo-Ponti, M. (1999). Fenomenologiya vospriyatiya [Phenomenology of Perception]. St Petersburg: Yuventa, Nauka. (in Russian).
  • Ortega-i-Gasset, J. (1991). Chto takoe filosofiya? [What is Philosophy?]. Moscow: Nauka. (in Russian).
  • Stepanov, Yu. (2004). Mir [The Universe]. In Konstanty: Slovar’ russkoi kultury [The Constants: A Dictionary of Russian Culture] (86-126). Moscow: Akademicheskii proekt. (in Russian).