- 19 Декабрь 2018
Article/Publication Details
Views: 4219
КОНЦЕПЦИИ МИРА В КРИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ КАНТА И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ ХАЙДЕГЕГРА
Название на языке публикации: | КОНЦЕПЦИИ МИРА В КРИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ КАНТА И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ ХАЙДЕГЕГРА |
Автор: | АНДРЕЙ ПАТКУЛЬ |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 7, №2 (2018),  273-296 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-2-273-296 | PDF (Загрузок: 3833) |
Аннотация
Цель статьи, состоит, с одной стороны, в том, чтобы показать, в какой конкретной связи онтологическая концепция мира М. Хайдеггера находится с таким предшествовавшим ей образцом разработки проблемы мира, как критическая философия Канта. С другой же стороны, показ данной связи служит проблематизации феноменологической концепции мира у Хайдеггера. Для достижения этой цели в статье решаются следующие задачи: (1) реконструируется феноменологическая концепция мира у Хайдеггера на двух уровнях ((a) мир как целостность имения дела и (b) мир как направление трансценденции), (2) реконструируется космологическое понятие мира у Канта в виду интерпретации такового, предложенной Хайдеггером, (3) устанавливаются преемственность и расхождение хайдеггеровской концепции мира и космологического понятия мира Канта в виду понятия трансцендентального идеала в философии последнего. В ходе решения этих задач установлено следующее. (1) Мир у Хайдеггера первоначально тематизируется как условие возможности целостности имения дела с подручным сущим, при этом в более фундаментальном смысле мир трактуется им как направление горизонта трансценденции человеческого Dasein вообще и в качестве такового мыслится как предельный горизонт экзистентно возможного. (2) Кант понимает мир как идею разума, а именно как тотальность явлений, формируемую на основе универсального гипотетического синтеза безусловного. От этого понятия следует отличать кантовское понятие морального мира. (3) И у Канта, и у Хайдеггера мир трактуется как априорная целостность, которая – в каждом случае определенным образом – предполагает присутствие человеческого существа. (4) Хайдеггеровское понятие мира как направления трансценденции имеет также функции, которые в философии Канта приписываются понятию совокупности всего возможного, соответственно, не миру как тотальности явлений, а тотальности всех предметов мысли вообще (трансцендентальному идеалу). Поэтому Хайдеггер считает, что полное определение понятия мира у Канта может быть достигнуто только в виду понятия трансцендентального идеала. (5) Хайдеггер пытается преодолеть ограниченность кантовской теории мира в космологическом смысле наличностью за счет первичной тематизации мира из употребления подручного сущего. Для Хайдеггера это еще и путь для выявления общего онтологического основания единства и взаимосвязи космологического и морального понятий мира у Канта.
Ключевые слова
Мир, тотальность явлений, имение дела, направление трансценденции, трансцендентальный идеал, совокупность всего возможного, Кант, Хайдеггер.
References
- Dastur, F. (1986). La Constitution Ekstatique-Horizontale de la Temporalité chez Heidegger. Heidegger Studies, 2, 97-109.
- Heidegger, M. (1976). Metaphysische Anfangsründe der Logik im Ausgang von Leibniz (GA 26). Frankfurt a.M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (1996). Einleitung in die Philosophie (GA 27). Frankfurt a.M.: Vittorio Klostermann.
- Hinsch, W. (1985). Die Unendlichkeit der Welt in der kritischen Philosophie Kants. Zeitschrift für philosophische Forschung, 39(3), 383-409.
- Ionkus, D. (2004). Problema mira v filosofii Eugena Finka [The Problem of the World in the Philosophy of Eugene Fink]. Topos, 2(9), 51-61. (in Russian).
- Kant, I. (1964). Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason]. In Sobranie sochinenii v shesti tomakh. T. 3 [Collected Works in 6 Volumes, Vol. 3]. Moscow: Mysl’. (in Russian).
- Kant, I. (1994). Antropologiya s pragmaticheskoi tochki zreniya [Anthropology from a Pragmatic Point of View]. In Sobranie sochinenii v vos’mi tomakh. T. 7 [Collected Works in 8 Volumes, Vol. 7]. Moscow: Izdatel’stvo «Choro». (in Russian).
- Khaidegger, M. (1997). Bytie i vremya [Being and Time]. Moscow: Ad Marginem. (in Russian).
- Khaidegger, M. (1998). O sushchestve osnovaniya. [On the Essence of Ground]. In Filosofiya v poiskakh ontologii: Sbornik trudov Samarskoi gumanitarnoi akademii, vyp. 5 [Philosophy in Search of Ontology. Collection of the Works of Samara Humanitarian Academy, Issue 5] (78-130). Samara: Izdatel’stvo SamGA. (in Russian).
- Khaidegger, M. (2013). Osnovnye ponyatiya metafiziki. Mir — konechnost’ — odinochestvo [Fundamental Concepts of Metaphysics: World, Finitude, Solitude]. St Petersburg: Vladimir Dal’. (in Russian).
- Strasser, S. (1976). Der Begriff der Welt in der phänomenologischen Philosophie. Phänomenologische Forschungen, 3, 151-179.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
![]() |
|
|
|
![]() |
|
|
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
Мы в социальных сетях: