Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 1962


МАТЕРИАЛЬНЫЙ ОСТАТОК. КАНТ И ГУССЕРЛЬ О ПРИНЦИПАХ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ОСНОВАНИЯ НАУКИ О ПРИРОДЕ

Название на языке публикации: THE MATERIAL RESIDUE.
KANT AND HUSSERL ON AN ASPECT OF THE TRANSCENDENTAL FOUNDATION OF THE SCIENCE OF NATURE
Автор: Франческо Пизано
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №1 (2018),  98-120
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-1-98-120 PDF (Загрузок: 2810)

Аннотация
Попытки позднего Гуссерля осуществить само-обоснование трансцендентальной логики сами оказались в запутанном отношении с фактичностью природы. Это относится к таким аспектам, как «живое настоящее» в имманентности живого сознания. В статье этот вопрос рассматривается через специфическую перспективу с отсылкой к проекту трансцендентального основания науки о природе, для которого необходимо проблематизировать возможность формального определения фактичности. Введение феноменологического понятия «живого настоящего» можно трактовать как попытку Гуссерля разрешить несоответствие между фактом и формой в «жизни», которое заключается в актуальной материальности и трансцендентальной идеальности. Такой способ примиряющего решения остается под вопросом, поскольку невозможно гарантировать априорное обоснование синтетического момента через само-рефлексивную направленность трансцендентальной логики. В тоже время систематический проект трансцендентальной феноменологии как таковой заключает в себе вопрос об априорном основании нашего обыденного знания фактов. По всей видимости, все же возникает необходимость искать решение для проблемы такого рода. Проблема обоснования научного знания природных фактов отсылает нас к тексту Аристотеля Вторая аналитика. Тем самым указывается на необходимость определения эмпирической составляющей такого обоснования. Рассмотрение работы Метафизические начала естествознания демонстрирует апоретичность способа, которым трансцендентальная философия может обосновать такую необходимость. Схожее impasse появляется в последней работе Гуссерля. Понятие «живого настоящего» играет центральную роль при обосновании позиции Гуссерля в отношении этой безвыходной ситуации. Осуществленный анализ этой роли позволяет прояснить как специфическую позицию Гуссерля по отношению к более широкому контексту трансцендентальной философии, так и аспект трансцендентального обоснования науки о природе. Я прихожу к выводу, что такое обоснование должно включать фактичный, неформальный элемент: материальный остаток, необходимый для завершения рефлексивного движения.

Ключевые слова
Феноменология, трансцендентальная философия, философия науки, наука о природе, живое настоящее, Кант, Гуссерль.

References

  • Aristotle. (1831). Aristoteles Graece ex recognitione Immanuelis Bekkeri. Volumen prius. Berlin: Berolini.
  • Benjamin, W. (1985). Gesammelte Schriften. Bd. VI. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Bunge, M. (1967). Foundations of Physics. Berlin, Heidelberg: Springer.
  • Derrida, J. (1993). La Voix et le Phénomène : Introduction au problème du signe dans la phénoménologie de Husserl. Paris: Presses Universitaires de France.
  • Falcon, A. (2005). Unity without Uniformity: Aristotle and the Science of Nature. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Heelan, P. A. (1987). Husserl’s Later Philosophy of Natural Science. Philosophy of Science, 54 (3), 368-390.
  • Held, K. (1966). Lebendige Gegenwart. Die Frage nach der Seinsweise des Transzendentalen Ich bei Edmund Husserl, Entwickelt am Leitfaden der Zeitproblematik. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Hintikka, J. (1992). Kant on the Mathematical Method. In C. J. Posy (Ed.), Kant’s Philosophy of Mathematics. Modern Essays (21-42). Dordrecht, Boston, London: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1954). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1969). Zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstseins (1893-1917) (Hua X). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1970). The Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology. An Introduction to Phenomenological Philosophy. Evanston: Northwestern University Press.
  • Husserl, E. (1973). Cartesianische Meditationen (Hua I). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1974). Formale und transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft (Hua XVII). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch. Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie (Hua III/1). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen. Zweiter Band. Erster Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. In zwei Bänden (Hua XIX/1). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (2001). Die „Bernauer Manuskripte“ über das Zeitbewußtsein (1917/18) (Hua XXXIII). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Kant, I. (1781). Сritik der reinen Vernunft. Riga: Johann Friedrich Hartknoch.
  • Kant, I. (1902). Vorkritische Schriften I: 1747–1756. Berlin: Reimer.
  • Kant, I. (1904). Kritik der reinen Vernunft. Berlin: Reimer.
  • Kant, I. (1911). Kritik der reinen Vernunft (1. Aufl. 1781), Prolegomena, Grundlegung zur Metaphysik der Sitten, Metaphysische Anfangsgründe der Naturwissenschaft. Berlin: Reimer.
  • Kant, I. (1936). Opus Postumum. Erste Hälfte. Berlin: De Gruyter.
  • Kant, I. (1938). Opus postumum. Zweite Hälfte. Berlin: De Gruyter.
  • Kant, I. (1942). Bemerkungen zu den Beobachtungen über das Gefühl des Schönen und Erhabenen, Rostocker Kantnachlass, Preisschrift über die Fortschritte der Metaphysik. Berlin: De Gruyter.
  • Kant, I. (2004). Metaphysical Foundations of Natural Science. New York: Cambridge University Press.
  • Kern, I. (1964). Husserl und Kant. Eine Untersuchung über Husserls Verhältnis zu Kant und zum Neukantianismus. Den Haag: Nijhoff.
  • Paci, E. (1961). Tempo e verità nella fenomenologia di Husserl [Time and Truth in Husserl’s Phanomenology]. Roma, Bari: Laterza. (in Italian).
  • Pecere, P. (2009). La filosofia della natura in Kant [Kant’s Philosophy of Nature]. Bari: Edizioni di Pagina. (in Italian).
  • Ryckman, T. (2005). The Reign of Relativity: Philosophy in Physics 1915-1925. New York: Oxford University Press.
  • Tengelyi, L. (2005). Experience and Infinity in Kant and Husserl. Tijdschrift voor Filosofie, 67 (3), 479-500.
  • Toraldo di Francia, G. (1981). The Investigation of the Physical World. Cambridge: Cambridge University Press.