Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2145


СЛЕДУЯ ТРАДИЦИИ: КОНФИГУРАЦИИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ОТ КАНТА, ГУССЕРЛЯ К МЕРЛО-ПОНТИ

Название на языке публикации: BEARING ONE’S SHADOW: THE ARCHITECTURE OF THE TRANSCENDENTAL FROM KANT, THROUGH HUSSERL, TO MERLEAU-PONTY
Автор: Себастьян Ворос , Тимотей Просен
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №1 (2018),  160-185
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-1-160-185 PDF (Загрузок: 2836)

Аннотация
В последние годы происходит возрастание интереса к трансцендентальной философии, подогреваемое дебатами по поводу вопроса о (не)возможности натурализированной феноменологии. Однако зачастую эти дебаты ограничиваются утверждением, что понятие «трансцендентальное» потеряло свой изначальный смысл со времен Канта, когда тот впервые представил свою систему трансцендентального идеализма. Данная статья имеет целью проанализировать некоторые важные изменения, полагая, что «трансцендентальный поворот Гуссерля», не смотря на его значительное отличие от изначальной концепции Канта, оставался в лоне трансцендентализма и стал основой для разработки данной темы у Мерло-Понти. В основной части данной работы речь идет о трех концепциях, начиная кантианским «трансцендентализмом способностей», учитывая «трансцендентализм чистого сознания» Гуссерля, и заканчивая «трансцендентализмом тела» Мерло-Понти. При этом указывается на тот факт, что всем им присущ трансцендентализм «стиля мышления». В заключительной части мы отстаиваем тезис, что увеличивающийся разрыв смысла трансцендентального проекта может пролить свет на дебаты по поводу (не)возможности натурализированной феноменологии. Мы осуществляем это намерение, имея в виду значение термина трансцендентальный, который высвобождает пространство для «правды натурализма», и в то же самое время указывает на необходимость реверсивного (и дополняющего) движения, заключающегося в том, чтобы феноменализировать («трансцендировать») природу.

Ключевые слова
Кант, Гуссерль, Мерло-Понти, трансцендентальная философия, натурализированная феноменология, феноменологизирование природы, epoché, феноменологическая редукция.

References

  • Apostolopoulos, D. (2017). Intentionality, Constitution, and Merleau-Ponty’s Concept of ‘The Flesh’. European Journal of Philosophy, 25 (3), 677–699.
  • Carman, T. (1999). The Body in Husserl and Merleau-Ponty. Philosophical topics, 27 (2), 205–26.
  • Depraz, N., Varela, F., & Vermersch, P. (2000). The Gesture of Awareness: An Account of its Structural Dynamics. In M. Velmans (Ed.), Investigating Phenomenal Consciousness: New Methodologies and Maps (121-136). Amsterdam: John Benjamins Publishing.
  • Fleck, L. (1986). The Problem of Epistemology. In R.S. Cohen & T. Schnelle (Eds.), Cognition and Fact: Materials on Ludwik Fleck (79–112). Dordrecht, Reidel.
  • Gardner, S. (2015). Merleau-Ponty’s Transcendental Theory of Perception. In S. Gardner & M. Grist (Eds.), The Transcendental Turn (294–323). Oxford, UK: Oxford University Press.
  • Heinämaa, S. (1999) Merleau-Ponty’s Modification of Phenomenology: Cognition, Passion and Philosophy. Synthese, 118 (1), 49–68.
  • Husserl, E. (1960). Cartesian Meditations: An Introduction to Phenomenology. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1969). Formal and Transcendental Logic. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1970). The Crisis of the European Sciences and Transcendental Phenomenology. Evanston: Northwestern University Press.
  • Husserl, E. (1973). Experience and Judgement. Evanson: Northwestern University Press.
  • Husserl, E. (1974). Kant and the Idea of Transcendental Philosophy. The Southwestern Journal of Philosophy, 5 (3), 9–56.
  • Husserl, E. (1977). Phenomenological Psychology. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1983). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy, First Book: General Introduction to a Pure Phenomenology. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1989). Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy, Second Book: Studies in the Phenomenology of Constitution. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Inkpin, A. (2016). Was Merleau-Ponty a “Transcendental” Phenomenologist? Continental Philosophy Review, 50 (1), 27–47.
  • Kant, I. (1912). Prolegomena to Any Future Metaphysic and the Letter to Marcus Herz, February 1772. Indianapolis: Hackett Publishing Company.
  • Kant, I. (1989). Critique of Pure Reason. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Kern, I. (1964). Husserl und Kant. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Kingwell, M. (2000). Husserl’s Sense of Wonder. The Philosophical Forum, XXXI (1), 85–107.
  • Luft, S. (2007). From Being to Givenness and Back: Some Remarks on the Meaning of Trascendental Idealism in Husserl and Kant. International Journal of Philosophical Studies, 15 (3), 367–394.
  • Luft, S. (2012). Husserl’s Method of Reduction. In S. Luft & S. Overgaard (Eds.), The Routledge Companion to Phenomenology (243–253). London, New York: Routledge.
  • Merleau-Ponty, M. (1964a). Einstein and the Crisis of Reason. In Signs (192–197). Indianapolis: Northwestern University Press.
  • Merleau-Ponty, M. (1964b). Phenomenology and the Sciences of Man. In The Primacy of Perception, and Other Essays on Phenomenological Psychology, the Philosophy of Art, History and Politics (43–95). Indianapolis: Northwestern University Press.
  • Merleau-Ponty, M. (1964c). The Philosopher and His Shadow. In: Signs (159–181). Indianapolis: Northwestern University Press.
  • Merleau-Ponty, M. (2002). Phenomenology of Perception. New York: Routledge.
  • Moran, D. (2005). Edmund Husserl, Founder of Phenomenology. Cambridge: Polity Press.
  • Pollard, C. (2014). Is Merleau-Ponty’s Position in Phenomenology of Perception a New Type of Transcendental Idealism? Idealistic studies, 44 (1), 119–138.
  • Reynolds, J. (2017). Merleau-Ponty’s Gordian Knot: Transcendental Phenomenology, Science, and Naturalism. Continental Philosophy Review, 50 (1), 81–104.
  • Varela, F., Thompson, E., & Rosch, E. (1991). The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience. Cambridge, MA: MIT Press.
  • Zahavi, D. (1994). Husserl’s Phenomenology of the Body. Études Phénoménologiques, 19, 63–84.
  • Zahavi, D. (2003). Husserl’s Phenomenology. Stanford: Stanford University Press.
  • Zahavi, D. (2004). Phenomenology and the Project of Naturalization. Phenomenology and the Cognitive Sciences, 3, 331–347.
  • Zahavi, D. (2010). Naturalized Phenomenology. In D. Schmicking & S. Gallagher (Eds.), Handbook of Phenomenology and Cognitive Sciences (3–19). Dordrecht: Springer.