Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2104


ВЫЗОВ ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОМУ У ГУССЕРЛЯ И КАНТА

Название на языке публикации: THE DEFIANCE OF THE TRANSCENDENTAL BY PHANTASY AND IMAGINATION IN HUSSERL AND KANT
Автор: Асул Кац
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №1 (2018),  57-78
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-1-57-78 PDF (Загрузок: 2871)

Аннотация
В данной статье исследуется место воображения и фантазии в трансцендентальной философии Канта и Гуссерля, поскольку они не подчинены внешним для них функциям. Воображение в кантовском смысле (Einbildungskraft) исполняет ключевые функции в сфере разума – как теоретического, так и практического. Но, пожалуй, у Канта оно более всего проявляет свой потенциал в субъективной области эстетики в качестве продуктивного воображения. Эта эстетическая сфера характеризуется более других в качестве собственно человеческой. В трудах Гуссерля фантазия (Phantasie) исполняет релевантную методологическую функцию в созерцании сущности и играет другие когнитивные роли. Например, это имеет место в случае эмпатии, а стало быть – интерсубъективности. Впрочем, фантазия в гуссерлевском смысле полностью проявляет свой потенциал не тогда, когда она связана с представлением посредством восприятия, но тогда, когда она является чистой и свободно движется в расширенной эйдетической сфере. Фантазия в гуссерлевской трактовке допускает не только переход от фактов к сущностям, но она допускает также и обратный путь, ограничивающий сущности в направлении фактичности. В этом контексте заключительное рассмотрение делает акцент на том, что проблемы, создаваемые этой опосредующей сферой опыта, включают продуктивное воображение или чистую фантазию в иерархию устройства трансцендентального.

Ключевые слова
Кант, Гуссерль, фантазия, воображение, трансцендентальная философия, субъективность, интерсубъективность.

References

  • Arendt, H. (2003a). Conferencias sobre la filosofía política de Kant. Seminario impartido en la New School for Social Research, otoño 1970 [Lectures on Kant’s Political Philosophy Delivered at the New School for Social Research in the Fall of 1970]. In Conferencias sobre la filosofía política de Kant [Lectures on Kant’s Political Philosophy] (21-143). Buenos Aires: Paidós, 2003. (in Spanish).
  • Arendt, H. (2003b). Imaginación [Imagination]. In Conferencias sobre la filosofía política de Kant [Lectures on Kant’s Political Philosophy] (143-157). Buenos Aires: Paidós. (in Spanish).
  • Barbaras, R. (2015). Introduction à la philosophie de Husserl. Paris: Vrin.
  • Becker, O. (1973). Die Philosophie Edmund Husserl. In H. Noack (Ed.), Husserl. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft.
  • Caimi, M. (2011). Algunas características del concepto de imaginación de en la Crítica de la razón pura [Some Features of the Concept of Imagination in the Critique of Pure Reason]. In C. Jáuregui (Ed.), Entre pensar y sentir. Estudios sobre la imaginación en la filosofía moderna [Between Thinking and Feeling. Studies on the Imagination in Modern Philosophy] (217-226). Buenos Aires: Prometeo. (in Spanish).
  • Caimi, M. (2016). Diccionario de la Filosofía Crítica Kantiana [Dictionary on Kant’s Critical Philosophy]. Buenos Aires: Colihue. (in Spanish).
  • Deleuze, G. (1963). La philosophie critique de Kant. Paris: PUF.
  • Dubosson, S. (2004). L’imagination légitimée. La conscience imaginative dans la phénoménologie proto-trascendantale de Husserl. Paris: L’Harmattan.
  • Eisleir, R. (1989). Kant-Lexikon. Hildesheim, Zurich, New York: Georg Olms Verlag.
  • Embree, L., Bahnke, E. A., Carr, D., Evans, J. C., Huertas-Jourda, J., Kockelmans, J. J., McKenna, W. R., Mickunas, A., Mohanty, J. N., Seebohm, T. M., Zaner, R. M. (Eds.). (1997). Imagination. In L. Embree (Ed.), Encyclopedia of Phenomenology. Netherlands: Kluwer Academic Publishers.
  • Franzwa, G. E. (1978). Space and Schematism. Kant-Studien, 69, 149-159.
  • Heidegger, M. (1991). Kant und das Problem der Metaphysik (GA 3). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Husserl, E. (1950). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1956). Kant und die Idee der Transzendentalphilosophie. In R. Boehm (Ed.), Erste Philosophie (1923/24). Erste Teil: Kritische Ideengeschichte. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1966). Anallysen zur Passiven Synthesis. Aus Vorlesung und Forschungsmanuskripte (1918-1926) (Hua XI). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973). Zur Phänomenlogie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Zweiter Teil (1921-1928). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie, Erstes Buch. Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie (Hua III). Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1980). Phantasie, Bildbewusstsein, Erinnerung. Zur Phänomenologie der Anschaulichen Vergegenwärtigungen. Texte aus dem Nachlass (1898-1925). Den Haag, Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen. Den Haag, Boston, Lancaster: Martinus Nijhof.
  • Jáuregui, C. (2011). Juicio estético, imaginación y conciencia subjetiva en la Crítica de la facultad de juzgar de Kant [Aesthetic Judgment, Imagination and Subjective Consciousness in Kant’s Critique of Judgement]. In C. Jáuregui (Ed.), Entre pensar y sentir. Estudios sobre la imaginación en la filosofía moderna [Between Thinking and Feeling. Studies on the Imagination in Modern Philosophy] (241-258). Buenos Aires: Prometeo. (in Spanish).
  • Kant, I. (1900). Gesammelte Schriften. Bde. I-XXIII. Berlin: Reimer.
  • Kant, I. (1903). Kritik der reinen Vernunft (1. Aufl. 1781). In Akademie Ausgabe (5-252). Berlin: G. Reimer.
  • Kant, I. (1907). Anthropologie in pragmatischer Hinsicht. In Akademie Ausgabe (1-116). Berlin: Walter Gruyter.
  • Kant, I. (1908). Kritik der Urteilskraft. In Akademie Ausgabe (167-485). Berlin: Walter Gruyter.
  • Kant, I. (1911). Kritik der reinen Vernunft. In Akademie Ausgabe (1-252). Berlin: G. Reimer.
  • Kant, I. (1966). Logique. Paris: Vrin.
  • Katz, A. (2016). Toward a Husserlian Foundation of Aesthetics. Journal of Speculative Philosophy, 30 (3), 339-351.
  • Kelkel, A. L. (1966). Husserl et Kant. Revue de Métaphysique et de Morale, 71 (2), 154-198.
  • Kern, I. (1964). Husserl und Kant. Eine Untersuchung über Husserls Verhältnis zu Kant und zum Neukantismus. Den Haag: Martinus Nijhoff .
  • Lavigne, J.-F. (2005). Husserl et la naissance de la phénoménologie (1901-1913). Paris: PUF.
  • Merleau-Ponty, M. (1964). Le visible et l’invisible. Paris: Gallimard.
  • Nietzsche, F. (2006). On de Genealogy of Morality. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Philonenko, A. (1988). Lectura del esquematismo trascendental. Agora, 7, 9-26.
  • Pradelle, D. (2000). L’Archeologie du monde: Constitution de I’espace, idealisme et intuitionnisme chez Husserl. Dordrecht: Kluwer Academic Publisher.
  • Pradelle, D. (2012). Par-delà la révolution copernicienne. Sujet transcendantal et facultés chez Kant et Husserl. Paris: PUF.
  • Pradelle, D. (2016). Critique phénoménologique de l’éthique kantienne. Meta: Research in Hermeneutics, Phenomenology, and Practical Philosophy, 8 (2), 442-481.
  • Ricoeur, P. (1954-55). Kant et Husserl. Kant-Studien, 46 (1), 44-67.
  • Ricoeur, P. (1986). Sur la phénoménologie. In A l’école de la phénomenologie. Paris: Vrin.
  • Saraiva, M. M. (1970). L’imagination selon Husserl. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Welton, D. (Ed). (1999). The Essential Husserl. Basic Writings in Transcendental Phenomenology. USA: Indiana University Press.